Это олимпиада так называемого третьего уровня в перечне официальных российских интеллектуальных состязаний – Всероссийской олимпиады школьников, Евразийской и региональной. «Региональная» – потому что «принадлежит» она региональным вузам, в нашей области – Челябинскому государственному университету. По её результатам вузы на своё усмотрение дают победителям и призёрам бонусы: либо сразу бюджетное место, либо возможность не сдавать при поступлении английский – если по остальным ЕГЭ будет не менее 75 баллов. Кроме того, победа в региональной олимпиаде даёт дополнительные баллы при поступлении в прочие университеты страны.
Обычно проводят олимпиады и проверяют их результаты на площадках вузов-«хозяев». В Магнитогорске эта ответственная миссия была возложена на школу иностранных языков «Британский клуб», ставшую одной из всего двух частных образовательных площадок региональной олимпиады из 25 по всей России.
– Мы получили право на её проведение и последующую проверку – и устной, и письменной её части, – потому что квалификация наших преподавателей соответствует уровню требований ЧелГУ, – объясняет руководитель «Бритиш клаба» Ирина Ремхе. – В этом году задания были сложнее, чем обычно: если раньше в письменном блоке был тест, который проверяли по специальному так называемому «ключу», то в этот раз вместо теста ребятам необходимо было написать индивидуальное письмо.
Двадцатиминутное видео из Лондона: два носителя языка – в данном случае англичанина – на беглом английском ведут репортаж, бродя по городским местечкам Шерлока Холмса. Посмотрев ролик один раз, ребята должны точно и подробно усвоив содержание, написать рецензию на видео. Это так называемый интегрированный навык – понимание материала и изложение собственного мнения. Устная часть сложна не меньше: по ряду представленных картинок участники, включив воображение, предлагают, например, провести выставку и, подготовив за три минуты её презентацию, продекламировать её в течение пяти минут.
– Говорить пять минут на английском языке – это непросто, из участников, вышедших в финал региональной олимпиады, это осилили всего трое, – рассказывает Ирина Николаевна. – Из-за этого и желающих попробовать свои силы в региональной олимпиаде пока немного – хоть их число и ежегодно растёт. В этом году участников по городу набралось 45, всего шестеро из них прошли в финал.
Это испытание – не просто проверка знаний, но и тест на гибкость ума школьника.
По словам Ирины Ремхе, к олимпиадам вообще, и региональной в частности, существует специальная подготовка.
– Олимпиадные задания оригинальны, для них необходимо критическое мышление, к ним нужно подобрать «ключ», у каждого – своя специфика, но этот навык можно «натренировать», решая, в том числе, задачи прошлых лет, – говорит Ирина Николаевна. – Это наша осознанная миссия – работа с одарёнными детьми, получающими дополнительные навыки иностранного языка. К тому же, это хороший шанс проявить себя и нашим педагогам, а проверять олимпиадные задания имеют право только обладатели международных языковых сертификатов. В Магнитогорске единственная площадка олимпиадной подготовки по английскому языку – у нас в школе.
В октябре прошлого года группа учеников «Британского клуба» приняла участие в конференции Детской модели ООН, которая прошла в районе столицы Индии Нью-Дели на базе международной школы «Амити». Там наш десант познакомился с индийским преподавателем и писателем приключенческих книг, который согласился провести школьникам мастер-класс по написанию собственной истории – с интересными методическими рекомендациями в построении сюжета, его конструкциях и прочих моментах.
– Для нас подобная работа – не просто дополнительное развитие учеников, но и шанс выявить самых талантливых, творческих лингвистов, которым предлагаем дальнейшее развитие, – объясняет Ирина Ремхе. – Для ребёнка это не просто новый навык, но также возможность научиться владеть собой в ситуации стресса, который сопровождает ребёнка в любых испытаниях, в том числе учебных, а в перспективе – получить высокий балл за ЕГЭ, поступить в престижный вуз и в целом построить удачную профессиональную судьбу.
С той же целью педагоги школы проводят лингвистические уик-энды – этой весной одной из площадок станет загородная база отдыха.
– Летом прошлого года мы опробовали проект в «Уральских зорях» в течение всей смены, потом она стала победителем областного и всероссийского конкурсов, – продолжаем с Ириной Николаевной. – Однако решили, что две недели – это долго и, наверное, немного утомительно для неподготовленных детей, приехавших всё-таки просто отдохнуть. И трансформировали программу в двухдневный интенсив. По тому же принципу планируем провести серию языковых школ в нашем клубе летом.
Свидетелем ещё одной программы – школьного радио – стали мы сами прямо во время интервью: каждый день в определённый час радиоточка, обязательная в школах, становится журналистской студией, из которой ученики «Британского клуба» ведут познавательные программы: какой сегодня день, чем он отмечен в истории города, области, страны, мира… Ирина Ремхе объясняет: это тот самый положительный стресс, полезный для развития, и тренировка навыка публичных выступлений, и проба журналистского мастерства. Так что, чем чёрт не шутит, может, скоро городские СМИ пополнятся новой порослью «молодых да ранних» мастеров пера с международным потенциалом. А может, и не только городские.