Рисование для ребёнка - больше, чем акт творчества. Палочки, чёрточки, закорючки, позже превращающиеся в "головоногов" у младших дошкольников, становятся всё осмысленнее к школьному возрасту. В детских картинах опытный психолог сможет увидеть целый мир: таким, каким чувствует его ребёнок. Рисунки наполнены переживаниями, попытками передать восприятие окружающей действительности и себя самого.
Мир, который рисуют дети.
Малыши начинают рисовать уже в раннем возрасте, даже если их не обучать этому специально. Сначала появляются каракули, палочки и закорючки. Психологи объясняют: двух-трёхлетний ребёнок пока не может разделить мир на две части: внешний и внутренний. Первые спонтанные изображения человека выглядят по-особенному: круг с глазками и палочки - "руки" и "ноги". Обычно все "головоноги" на рисунках имеют одинаковые черты: малыш создаёт картину, а потом уже размышляет, что именно получилось. Но примерно к четырём-пяти годам дети начинают планировать рисунки: сначала появляется замысел того, что будет воплощено на бумаге. Первые сюжеты, как правило, - это изображения семьи, занимающей в мире ребёнка центральное место. Именно в возрасте четырёх-пяти лет дети начинают использовать возможности рисунка как способ самовыражения. Малышу помладше проще проиграть какую-то ситуацию, чем нарисовать её.
С возрастом детское творчество становится сложнее, однако во время психологической диагностики специалист обращает внимание не на качество рисунка, а на такие важные детали, как цвет, повторяющиеся идеи, сюжеты. Одни дети рисуют природу, другие - животных, третьи - семью. Таким образом, ребёнок через рисунок выражает свои потребности в тех или иных важных для него ощущениях или отношениях.
Что же может в детских рисунках стать поводом для родительского беспокойства? Повторяющиеся сюжеты негативного содержания, агрессивные картинки, связанные с травмами, причинением вреда кому-то или чему-то. Мрачные, тёмные цвета, постоянно прослеживающиеся в течение определённого времени. Если ребенок рисует очень маленькие изображения на большом листе, внизу листа или в углу. В этом случае родителям стоит задуматься, с чем связано такое самоощущение ребёнка. Ведь изображение на листе бумаги - это, как правило, проекция самого себя. Если ребёнок рисует семейные сцены, то нормально, когда взрослые большие, а дети маленькие. Но когда старший рисует себя меньше младшего, это может означать, что он испытывает какую-то неудовлетворённость.
При этом специалисты отмечают: нужно предостеречь взрослых от постановки "диагноза" на основании одного рисунка. Бывает, что родитель говорит: "он нарисовал такой страшный чёрный рисунок", или "он рисует только чёрным цветом". Часто родители считают, что это ужасно. Самое бесполезное, что можно сделать в таком случае, - убрать карандаши или баночки с красками "нежелательных" цветов. Если ребёнок рисует только чёрным, это может означать то, что в данный момент он испытывает психологический дискомфорт. Гораздо важнее помочь малышу с этим справится, нежели просто забрать карандаши и сделать вид, что проблемы нет.
Кстати, зачастую малыши могут выбирать чёрный просто из-за того, что он оставляет на белом листе более яркий след. Маленький ребёнок, у которого еще не сформирована мелкая моторика, не умеет сильно нажимать на карандаш, поэтому более тёмные цвета могут быть для него предпочтительнее.
Семья на детском рисунке.
Одним из самых популярных методов психологической диагностики является рисунок семьи. Разу-меется, по одному рисунку точные выводы не сможет сделать даже самый опытный психолог. Важно помнить: картина не отражает действительную ситуацию в семье. Она показывает, как воспринимает её ребенок или какой он хотел бы, чтобы она была. При этом нельзя давать конкретные установки, нужно обозначить только тему рисунка. В процессе рисования психологи рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.
Процесс рисования и невербальные реакции. Где-то ребёнок нахмурился, где-то улыбнулся, в какой-то момент устал или решил, что один из членов семьи у него не получается. В процессе создания картины дети проявляют и свой характер. Так, например, ребёнок, привыкший постоянно жить в рамках, правилах и запретах, не имеющий возможности самостоятельно принимать решения, будет с трудом рисовать спонтанно, начнёт спрашивать, как и что можно изобразить на листе.
Отсутствующие члены семьи. Психолог принимает любой ответ на вопрос: "Всех ли ты нарисовал?" Если ребёнок говорит: "Я не хочу рисовать" или "Мы гуляем на улице с папой, а мама дома", - это тоже показатель. Объяснения могут быть разными: не поместился, не хватило времени. Если ребёнок кого-то из членов семьи "исключил" из рисунка, это может означать конфликт, существующий на данный момент, либо неудовлетворённость от отношений с этим членом семьи.
В какой последовательности были нарисованы члены семьи? Как правило, желаемых, значимых для него людей ребёнок изобразит в первую очередь. Чем левее находится человек, тем выше его важность в детских глазах.
Взаиморасположение членов семьи говорит о близости тех или иных контактов в сознании ребёнка. Причем какие-то контакты могут усиливаться (держит за руку, держит на руках). Также это может означать потребность ребёнка в более близких отношениях. Бывает, что на рисунке дети выстраивают искусственные барьеры - столы, стены. Например, члены семьи находятся в разных комнатах или "папа в машине едет, а мы в парке гуляем".
Цвета. Чем больше ярких цветов в изображении, тем о большем эмоциональном благополучии у ребёнка можно говорить. Если он использует тёмный, серый или вообще не раскрашивает рисунок, это повод для размышлений: что не позволяет ребёнку чувствовать в полной мере свою жизнь? Цвет может объединять членов семьи. Часто дети кого-то рисуют в цветах "папиных", кого-то в "маминых", это показывает момент идентификации: с кем ребенок себя ассоциирует. Цвет сам по себе не играет слишком большого значения, но можно обратить внимание на цветовые сочетания. Например, сочетание красного и чёрного может говорить об агрессии.
Части тела - наличие или отсутствие. Бывает, что про какие-то части лица или тела ребёнок "забывает". Так, уши - средство восприятия информации. Если взрослые постоянно говорят, как надо себя вести, то отсутствие ушей может означать желание ребёнка ограничивать нотации родителей. Рот может быть как средством вербального общения, так и возможного агрессивного воздействия. Если рот выделен чрезмерно, возможно, ребёнок воспринимает этого человека как агрессора. Шея отражает умение контролировать, направлять свои телесные импульсы. Чем дети младше, тем чаще на их рисунках шея отсутствует. Ступни означают опору, поддержку. Если ступни не прорисованы, это может говорить о том, что ребенку не хватает стабильности, постоянства. Чем детальнее прорисован тот или иной персонаж (элементы одежды, реснички, аксессуары), тем более положительное отношение к этому человеку испытывает ребёнок.
Частое использование стиральной резинки может сигнализировать о тревожности. Нужно обратить внимание и на то, кого из членов семьи ребёнок больше правит - это может означать, что ощущение тревоги исходит именно от этого человека.
Сила нажима. Может говорить и о развитости (или неразвитости) мелкой моторики, поэтому надо наблюдать за процессом, чтобы не сделать неправильных выводов. Дети ослабленные, осторожные, неуверенные рисуют с меньшим нажимом. У детей энергичных, импульсивных сильный нажим. Яркость, размашистость могут говорить о расторможенности ребёнка, трудностях с концентрацией внимания.
- Любая интерпретация, любой штамп относительно детского рисунка недопустимы, если подходить к анализу непрофессионально или делать выводы на основании только одних рисунков, - подчёркивают специалисты. - Рисунок нельзя осуждать и критиковать - в творчестве допустимо всё. Но внимательный родитель сможет увидеть за рисунком переживания ребёнка и поможет ему их преодолеть.