Во всех вузах, готовящих журналистов, кроме результатов государственного тестирования, выпускники обязаны пройти и творческий конкурс.
К необычной проверке креативных задатков готовят в студии юного журналиста при кафедре журналистики и речевой коммуникации Института истории и филологии МГТУ. Лекционная аудитория становится редакцией, а студийцы примеряют на себя роль корреспондентов, критиков, обозревателей. Студией пятый год руководит преподаватель отделения журналистики МГТУ, доцент Ольга Соловьева.
- Ольга Ивановна, скорректировало ли время задачи студии?
- Главная осталась - познакомить с ремеслом журналиста, научить грамотно писать и говорить. "Сотрудником" редакции может стать каждый школьник, независимо от возраста. Занятия бесплатные.
Первый год студия работала как подготовительные курсы для поступления на отделение журналистики. Занимались двенадцать человек, одиннадцать из них стали студентами отделения журналистики. Двое и не мечтали об этой профессии. Хотели просто научиться грамотно писать и говорить и искали некий клуб по интересам, где можно высказать своё и услышать мнение других. Это позволило расширить рамки студии - привлечь ребят, желающих усовершенствовать речь, умение писать, думать. Неважно, выберет ли школьник профессию журналиста или станет учителем, писателем. Важно, что он познает закономерности общения. Эта главная задумка, на мой взгляд, достаточно успешно реализуется уже пятый сезон.
- Как проходят занятия?
- Каждый раз по-разному. Поскольку занимаемся лишь практикой, то план зависит от творческого настроя, потребностей студийцев. Чаще всего касаемся проблем современной журналистики. Обсуждаем, какой должна быть школьная газета. Все студийцы - активные корреспонденты школьных газет, поэтому тема для них более чем актуальная. Делимся соображениями, почему "малые" СМИ непопулярны и в чём причина, можно ли отнести школьное издание к средствам массовой информации? Продолжением этих дебатов стали тесты домашних работ.
Учимся писать, посещая городские мероприятия - театральные лаборатории, выставки. Бываем в городском киноклубе у Татьяны Таяновой, самостоятельно устраиваем кинопросмотры с обсуждением. Увиденное и услышанное воплощаем в текстах с последующим разбором.
- Могут ли студийцы похвастаться публикациями в СМИ?
- Тексты иногда появляются на страницах "Магнитогорского металла" и "Магнитогорского рабочего", "Диалога" и "Твоей трибуны". В журнале филологического факультета "Пятый этаж" в рубрике "Без пяти минут студент" наши студийцы - самые активные корреспонденты. Ежегодно издавали свою газету, которая была практической площадкой и помогала собрать творческие материалы для поступления.
Как всякому начинающему журналисту, студийцам важно увидеть публикацию своих текстов. Вручая журнал авторам, видела, насколько они счастливы. Публикации нужны, чтобы знать свою аудиторию: кто будет читать, кто откликнется. Важно, что этот навык школьники получают в студии.
- Приглашаете ли журналистов-практиков?
- Проводим открытые лекции, на которых выступают известные люди: декан филологического факультета Любовь Дмитриевна Пономарева, руководители газеты "Магнитогорский металл", практикующие журналисты, сотрудники кафедры.
В рамках фестиваля школьных СМИ студийцы посещают городские редакции. В этом году были на экскурсии в редакции радиожурнала "Ритм", который выпускают наши студенты. На "выездном" занятии ребята отрабатывали технику речи, узнали специфику работы радиожурналиста и даже вышли в эфир. Голос дрожал, зато как горели глаза!
- Умение создавать тексты важно для журналистов печатных СМИ, но есть радио, телевидение. Даёт ли студия навыки ребятам, мечтающим работать на ТВ?
- Создаём тексты и для устного выступления, а заодно и готовимся к риторическому конкурсу, который проходит на базе филологического факультета. Наши ребята нередко становились его призёрами. Отрабатываем выступления, оттачиваем аргументацию, технику речи, жестикуляцию. Словом, занимаемся риторическим мастерством, столь важным для теле- и радиожурналистов.