База любого образования, в том числе профессионального, – педагоги. Но в данной сфере, увы, сейчас также отмечается кадровый дефицит. А потому в федеральный проект «Профессионалитет», реализующийся на базе СПО с 2022 года и направленный изначально на обучение рабочим специальностям, с 2023 года включили и непроизводственные отрасли, в том числе профиль «Педагогика».
Грамотная организация обучения будущих учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения, педагогов допобразования и стала главной темой конференции «Всероссийские дни педагогических приоритетов», проходившей в Уральском регионе с 12 по 16 октября. В конференции приняли участие научные работники, преподаватели, воспитатели, методисты, руководители учреждений среднего профессионального образования. Всего более150 специалистов из Калининграда, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Казани, Каменска-Уральского, Челябинска и других городов России. А также Казахстана, Республики Беларусь и Сербии.
Тематический форум стартовал в субботу, 12 октября, в Свердловском областном педагогическом колледже. В воскресенье работа продолжилась на базе горнолыжного курорта «Солнечная долина». В понедельник, 14 октября, эстафету принял педагогический колледж Магнитогорска, который стал главной площадкой проведения конференции в нашем городе. Здесь для участников конференции были организованы выставки, тематические площадки, лекции ведущих специалистов сферы среднего профессионального образования, мастер-классы, тренинги, интерактивные занятия и презентации.
На открытии «Всероссийских дней педагогических приоритетов» участников конференции приветствовал глава Магнитогорска Сергей Бердников. В своём выступлении он отметил:
– В настоящее время много внимания уделяется подрастающему поколению, и очень важно, как будет организовываться учебный процесс, как будем решать задачи, стоящие перед страной. Когда ощущается ярко выраженная нехватка кадров на производстве, понимаем, что надо в большей степени уделять внимание подготовке людей, которые, может быть, не будут иметь высшего образования, но будут подготовленными и техническими грамотными профессионалами. Сегодня мы начинаем двигаться в этом направлении. Приятно, что в нашем учебном заведении проводится столь широкий форум с участием представителей многих регионов страны и ближнего зарубежья. Магнитогорск является одним из лидеров в подготовке педагогических кадров.
По видеосвязи участников конференции приветствовал директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин:
– Отрадно, что на уровне среднего профессионального образования продолжается серьёзная модернизация, направленная на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов, обеспечение региональных систем кадрами, которые будут соответствовать современным требованиям, предъявляемым педагогам. С 2022 года была проведена очень серьёзная работа по обновлению содержания образовательных программ для подготовки педагогических кадров в системе СПО, все образовательные стандарты актуализированы с учётом современных требований.
Федеральным учебно-методическим объединением подготовлен проект нового федерального стандарта «Преподавание в основном общем образовании» с присвоением квалификации «Учитель труда и технологии» и «Учитель основ безопасности и защиты Родины». На данный момент проект уже одобрен советом при президенте РФ, получил положительное заключение Российской академии образования и готовится к скорейшему рассмотрению на заседании совета Минпросвещения России по ФГОС.
Все изменения в системе СПО в течение последних трёх лет проходят под флагом «Профессионалитета».
На заседании рассматривались вопросы взаимодействия СПО с работодателями будущих выпускников, проведения профессиональных чемпионатов, маршрутизации выпускника в трудо-
устройстве, целевого обучения, профориентации, гражданско-патриотического воспитания студентов, внедрения инноваций в практику педагогического образования и другие. Директор МПК Ольга Леушканова посвятила свой доклад формированию профессионально-цифровой культуры педагога:
– Появилось много цифровых образовательных ресурсов, на которые необходимо ориентировать будущих учителей. Они должны уметь работать и с платформами искусственного интеллекта, и BigData, и другими компьютерными технологиями, чтобы не отставать от детей и студентов.
Ольга Леушканова уточнила, что первым в УрФО реализовывать федеральный проект «Профессионалитет» в сфере социальной работы и педагогики начал Свердловский областной педагогический колледж. Специалисты колледжа приехали в Магнитогорск, чтобы поделиться опытом с коллегами из Челябинской области и других городов РФ. Магнитогорский педагогический колледж был выбран для проведения Всероссийских дней педагогических приоритетов, так как уже на протяжении трёх лет сотрудничает с Федеральным учебно-методическим объединением по группе специальностей «Образование и педагогические науки». Председатель объединения Александр Калинин оценил успехи МПК и отметил, что многие передовые наработки учреждения могут быть представлены на всероссийском уровне.
Разумеется, речь на заседании шла не только о педагогическом кластере, но и о подготовке кадров в рамках «Профессионалитета» для производственной сферы. С докладами выступили эксперты управления кадров ПАО «ММК», ООО «Механоремонтный комплекс», ООО «Уральская металлоперерабатывающая компания».
В федеральном проекте «Профессионалитет» ОСК, МРК и ММК-МЕТИЗ участвуют С 2022 года. В этом году выпускники проекта придут на производство. Со следующего года число студентов, обучающихся в рамках «Профессионалитета», вырастет почти в два раза. В него войдут не только предприятия Группы ММК, но и сам металлургический комбинат. Масштаб производства смогли оценить и участники конференции – при поддержке группы социальных программ ПАО «ММК» они побывали с экскурсией на доменном производстве комбината и на городском курорте «Притяжение».
Добавим, в 2025 году магнитогорский педколледж планирует подать заявку на реализацию федерального проекта «Профессионалитет» по отрасли «Педагогика». А итогом прошедшей конференции «Всероссийские дни педагогических приоритетов» должно стать издание сборника материалов «Современное педагогическое образование: достижения и ориентиры».