Основными организаторами конкурса выступают городского управление образования и центр повышения квалификации и информационно-методической работы. В конкурсе «Педагог года» представлено три номинации: «Педагог дошкольного образования», «Учитель школы» и «Педагог дополнительного образования». В конкурсе «Воспитатель года» – номинация «Воспитать человека» для классных руководителей и номинация «Педагог-психолог».
Финальные испытания будут проходить на базе многопрофильного лицея №1 в течение недели, с 20 по 25 января. Жюри уже оценило выступления воспитателей детских садов и школьных учителей. В среду, 22 января, опытом работы делятся преподаватели кружков и секций, в четверг – классные руководители. Завершит педагогическую неделю в многопрофильном лицее конкурс школьных психологов. В каждой из номинаций выступают пять финалистов, выбранных экспертами по итогам отборочных этапов. В программе финала – мастер-классы и круглые столы. Педагоги дополнительного образования также представят жюри авторские программы, психологи – профессиональные кейсы для работы с детьми.
Финал конкурса среди учителей-предметников состоялся в многопрофильном лицее 21 января. «Учитель школы» считается основной номинацией «Педагога года». В ней больше всего конкурсных испытаний, и традиционно больше всего участников.
– Критериев оценки также больше всего в этой номинации, – уточняет старший методист ЦПКИМР Татьяна Васильева. – Учитывается буквально всё: и содержание, и форма подачи материала, и оригинальность, и индивидуальность подхода, и педагогические находки, и педагогическая культура, и возможность тиражирования опыта.
Всего в Магнитогорске в 2025 году в номинацию «Учитель школы» поступило 15 заявок. Задания отборочных туров традиционные: открытое учебное занятие, тематический разговор с учащимися и представление педагогического опыта. Впервые педагоги приняли участие в блиц-турнире. Конкурсантам нужно было найти решение проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учителя в рамках учебного процесса.
Пять финалистов представляли свой опыт расширенному жюри, в состав которого вошли специалисты управления образования, методисты, директоры школ, научные сотрудники, заслуженные педагоги, победители конкурсов прошлых лет. Председателем экспертной комиссии выступила начальник отдела организации общего образования Лариса Тихонова.
Впервые оценивала выступления коллег победитель городского и областного этапов конкурса «Педагог года–2024» Ольга Баскакова. В прошлом году она также стояла на сцене многопрофильного лицея, представляя экспертам свои методические наработки. Сейчас у неё не менее сложная и ответственная задача: именно экспертная коллегия определит, кто из финалистов представит Магнитогорск на областном этапе конкурса.
– Главное – профессиональный опыт участников и умение его применить на практике, – отмечает лучший учитель 2024 года. – Это должен быть педагог, который пришёл на конкурс от избытка опыта, чтобы им поделиться. Человечность, эмоции, глубина подачи материала – всё в комплексе должно произвести впечатление.
Чем быстрее развивается технический прогресс, тем быстрее сменяются поколения. Вот только-только в среднее звено перешли Альфы, дети 2010–2020-х, а эксперты уже прогнозируют, что с 2025 года на свет начнут появляться представители поколения Бета. Если «альфы» росли «не выпуская из рук смартфона», то «бет», видимо, будут воспитывать умные колонки. Как в таких условиях мотивировать детей учиться, заинтересовывать их предметом, развивать умение слушать и анализировать?
– С каждым годом педагоги охватывают всё больше направлений в своей работе, всё больше осваивают современные технологии: и информационные, и коммуникативные, а представленные материалы становятся более разнообразными, – подчёркивает Татьяна Васильева. – Все учителя хороши уже только потому, что согласились участвовать в нашем конкурсе при нынешних больших нагрузках.
В этом году в финал вышли сразу три педагога начальной школы. Учитель начальных классов гимназии № 53 Ольга Агаркова поделилась опытом использования на уроках интеллект-карт для визуализации и запоминания информации. Ментальные карты помогают структурировать материал и осмысленно запоминать информацию.
Наталья Вандюк, учитель начальных классов гимназии № 18, в своей работе опирается на технологии проблемного обучения. Постановка проблемы и поиск путей её решения помогают развитию детей. Презентацию педагог начала с цитат из сказки «Маленький принц», ими же и закончила выступление, отметив, что для успешного применения методики проблемного обучения нужно быть чутким и внимательным педагогом.
– Задача учителя – научить ребёнка не бояться ошибок, – уверена Наталья. – Если педагог создаёт проблемную ситуацию, то должен быть готов принять предложенное ребёнком решение.
В школе № 66 активно развивают программы языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов. В последние годы в образовательной сфере всё чаще поднимаются вопросы обучения инофонов. Инофон – носитель не только другого языка, но и другой языковой картины мира. Чтобы понять школьную программу, инофонам нужно для начала выучить русский язык, который они понимают в лучшем случае на бытовом уровне. Школа № 66 стала своего рода пилотной площадкой по развитию методик работы с детьми, приехавшими в Магнитогорск из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Учитель начальных классов школы № 66 Евгения Мокляк рассказала о методике «Ясный язык», помогающей адаптировать тексты для детей-инофонов. Также эта методика учит детей выделять основную мысль и понимать суть прочитанного материала. Она подходит и для работы с детьми, имеющими ментальные особенности, причём используется во многих странах мира.
Антон Казанцев, физик академического лицея, для лучшего понимания предмета проводит с детьми уроки-исследования. Ведь важно не только помнить формулы, но и понимать принципы действия физических процессов.
Учитель биологии МГМЛ Альбина Сагдеева в работе учитывает особенности восприятия информации подрастающим поколением. «Альфы» и «зумеры», большую часть времени сидящие в Интернете, пропускают через себя огромные объёмы информации. Но и так называемое «клиповое мышление» при правильном подходе может развиться в мышление критическое, творческое и ассоциативное. Яркие образы помогут проводить параллели с законами природы, например, герои вселенной Марвел (12+) – наглядный, пусть и фантастический, пример мутаций живых организмов.
– Мы, как педагоги, должны учитывать особенность мышления детей, – подчёркивает Альбина Сагдеева. – Поколения Z и Альфа – многозадачны, они переключаются с одного предмета на другой, с одной цели на другую, но при этом рассеяны, у них дефицит внимания, они не всегда углубляются в тему.
Альбина Сагдеева уже участвовала в конкурсе «Учитель школы» четыре года назад, но в финал не прошла. Она уточняет:
– Конечно, в этот раз стремилась дойти до финала. Впечатления непередаваемые. Ты рассказываешь о том, во что действительно веришь, поэтому для меня опыт был интересным. Такие конкурсы раскрывают тебя как личность – даже не знаешь, что у тебя есть такой запас энергии и такое умение переключаться с одной задачи на другую – совсем как у наших учеников. Идём в ногу со временем.
В ходе выступлений педагоги проводили работу с фокус-группой, общались с залом и отвечали на вопросы коллег. Жюри оценивали как профессиональную компетентность учителей, так и их коммуникативные способности, умение логично и грамотно выстраивать диалог, реагировать на замечания, вовлекать аудиторию в обсуждение. После презентаций педагогического опыта конкурсанты приняли участие в круглом столе на тему «Педагогическая этика. Портрет учителя глазами учеников, родителей, общественности». Ведущей дискуссии выступила заместитель директора ЦПКИМР, кандидат педагогических наук Галина Петрова. И хотя победители определились в день проведения финальных испытаний, итоги конкурса будут объявлены только на официальной церемонии награждения в начале марта.
Всего же по всем номинациям в этом году была подана 51 заявка. Для учителей, помимо собственно конкурсных испытаний, центр повышения квалификации и информационно-методической работы организовал проведение консультаций, семинаров, мастер-классов. То есть участие в «Педагоге года» и «Воспитателе года» для работников образования – это ещё и школа повышения педагогического мастерства.