Показатели по итогам прошлого учебного года впечатляют: первое место в городе по профильным математике и русскому языку, обществознанию и литературе, второе место по биологии, третье – по химии и информатике. В сухом остатке – итоговый средний тестовый балл выпускника академического лицея – 78,58 – и это первое место по городу. Практически все выпускники лицея поступили в желаемые вузы Магнитогорска и Челябинска, Оренбурга и Самары, Екатеринбурга и Тюмени, Саратова и Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Праги. Ещё один повод для гордости: за всю историю существования заведения – ни одного ученика, не прошедшего аттестацию по итогам девятого или одиннадцатого класса. Далеко не каждая школа может похвастаться такими результатами.
Двадцать два года назад, создавая принципиально новое образовательное учреждение с повышенной подготовкой старшеклассников, руководство города и Магнитогорского государственного университета ставило целью подготовку абитуриентов для дальнейшего обучения в гуманитарном вузе Магнитки.
Поэтому первое официальное название – лицей при МаГУ, которое было изменено на «академический лицей» после слияния вуза с техническим университетом.
Почему именно «академический»? Потому что, во-первых, педагогический коллектив, набранный из числа профессорско-преподавательского состава МаГУ, продолжал обеспечивать фундаментальную подготовку учеников, давая знания более высокого качественного уровня, нежели предлагает обычная школьная программа. А во-вторых, это принципиальный выбор в пользу академического – классического образования.
Впрочем, и тогда, и сейчас академический лицей не исключал инновационную деятельность под руководством преподавателей из вузов – стратегических партнёров лицея, с которыми руководство заведения – сначала Леонид Смушкевич, потом Людмила Смушкевич, возглавившая заведение в 2004 году, сразу начали выстраивать образовательные связи. Опять же, первыми в стране, ведь разве что Москва и пара других городов-миллионников в то время могли похвастаться специализированными классами в составе обычной школы – медицинскими, инженерными, кураторами которых выступали вузы. Лицей же развивал по выбранным профильным направлениям всех своих учеников.
– С предложением о взаимодействии выходили на ведущие университеты сначала области, затем Уральского региона, а потом уже и всей страны. Знакомили со своими образовательными программами, предлагали объединить усилия для подготовки высокомотивированных школьников – будущих абитуриентов, – рассказывает Людмила Смушкевич. – И нам шли навстречу, с радостью принимая сотрудничество. Наверное, в том числе и потому, что никогда ничего не просили – напротив, предлагали сами, заявляя себя равноценными партнёрами.
Сегодня партнёрами академического лицея, кроме, разумеется, МГТУ, являются Южно-Уральский госуниверситет, Южно-Уральские университеты медицинский, гуманитарно-педагогический и аграрный, в ассоциации руководителей образовательных организаций области Людмила Смушкевич является координатором – считай, помощником ректора. В списке стратегических партнёров лицея также Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский университет ИТМО, намечается выход на столичные университеты, но уже сегодня многие лицеисты являются также учениками заочной физико-математической школы при легендарном МФТИ.
В прошедшем году академический лицей стал единственной в городе региональной инновационной площадкой по отработке темы наставничества как ведущего механизма предпрофессиональной и профессиональной подготовки.
По требованию новых ФГОС СОО профориентация в школе с углуб-лённым изучением предметов должна быть более целенаправленной, в идеале – сочетаться с профессиональным обучением, чтобы уже по окончании школы выпускник мог получить свидетельство об обретении начального уровня профессии, которой уже теоретически мог бы зарабатывать на жизнь. Отработанная в этом отношении модель лицея – IT-школа в сотрудничестве с международной компанией ООО «Компас-плюс», в которой бесплатно под руководством лучших специалистов обучаются программированию около 200 старшеклассников школ города, станет в новом учебном году основой для получения лицеистами предпрофессиональной подготовки к профессии консультанта в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор). В рамках внеурочной деятельности ребята будут включены в проф-
ориентационные программы МГТУ и «Компас-плюс», что позволит им через два года сделать осознанный шаг в выборе профессии. А учитывая, что самых смышлёных студентов-первокурсников, прошедших предпрофессиональную подготовку, тот же «Компас-плюс», обучая, привлекает к работе в компании, гарантируя стажёрам не только зарплату, но и опыт участия в перспективных проектах компании, можно говорить о том, что к окончанию вуза в резюме студента уже будет отражён опыт семилетней работы в международной компании и запись в трудовой книжке.
В классе гуманитарного направления, которое раньше в лицее называлось направлением социально-экономическим, региональная инновационная площадка будет развёрнута в сотрудничестве с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом – психолого-педагогический класс. Прежде всего это развитие подойдёт детям, видящим себя педагогами, психологами, журналистами, руководителями и прочими представителями профессии из сферы «человек–человек».
Продолжает работу на базе гуманитарного профиля в лицее и военно-патриотический клуб «Комбат».
– Гуманитарный профиль – это не только филология и история, но и журналистика, экономика и юриспруденция, многие наши ученики сознательно выбрали для себя этот профиль и участие в клубе «Комбат», чтобы потом стать студентами юридических, военных и вузов правоохранительного профиля, – рассказывает Людмила Николаевна. – Наши дети выезжают в посёлок Новогорный, являющийся всероссийской базой подготовки работников МЧС, занимаются на современных тренажёрах – даже отрабатывают экстремальные ситуации вплоть до крушения самолёта, где с ними работали профессионалы МЧС – словом, недельная армия в миниатюре. Одновременно снимали видеоролики, выкладывая их на нашем портале. Город оценил наши старания, теперь академический лицей – городской ресурсный центр предпрофессиональной подготовки в области правоохранительной деятельности. Наш партнёр – ГУ УМВД по городу Магнитогорску, с ребятами работает и пресс-секретарь полиции Мария Морщакина, и полиграфологи, и дактилоскописты. Ещё раньше мы реализовывали проект «Инженеры будущего», являясь федеральной тематической инновационной площадкой. Очень интересно, познавательно, а главное, применительно ребёнку в будущем.
Ещё больше идей и планов руководство лицея связывает с третьим лицейским профилем обучения – естественно-научным, который прежде всего лицеисты рассматривают площадкой подготовки будущих врачей.
– Занимаемся этим давно и целенаправленно, почти десять лет являемся городским ресурсным центром по естественным наукам, центром профориентации в области медицины, имеем стабильно лучшие в городе результаты ЕГЭ по химии и биологии, – говорит Людмила Смушкевич. – Желающих поступить в Южно-Уральский мед-
университет, сами знаете, несчётное количество, а педагоги вуза едут к нам на дни открытых дверей, разработаны программы погружения в профессию и на нашей базе, и с выездами в Челябинск, где на университетских тренажёрах под руководством ведущих профессоров наши дети лечат зубы, вяжут операционные узлы и даже проводят несложные операции.
Директор академического лицея считает, что потенциал естественно-научного образования применительно к выбору профессий аграрного сектора, не используется выпускниками в полной мере, между тем именно за этим – будущее.
– Биоинженерия, пищевые технологии, молекулярная биология, биогенетика – всё это в мире развивается стремительно, более того, и в России аграрные направления щедро финансируются государством, недаром в таких университетах бюджетных мест гораздо больше, чем в остальных, – рассуждает Людмила Николаевна. – Поэтому мы решили расширить рамки нашего образовательного эксперимента и вместо выбранной нами ранее профессиональной подготовки лаборанта химического анализа разработать полномасштабную профориентационную комплексную программу с участием всех вузов-партнёров естественно-научной направленности с погружением в весь спектр профессий будущего и на их базе, и на базе наших прекрасных лицейских биохимической и химической лабораторий.
В рамках работы по этим направлениям академический лицей, являясь, кроме прочего, школой ЮНЕСКО, занимается помощью школам с низкими результатами как в самом городе, так и в сёлах, Челябинской области, куда регулярно выезжают педагоги лицея – сертифицированные эксперты ЕГЭ – и проводят бесплатные курсы интенсивной подготовки к ЕГЭ для ребят по различным предметам, ведут и дистанционные курсы.
– Цель – чтобы дети могли поступать в партнёрские вузы, – объясняет Людмила Смушкевич. – Не секрет, что для поступления в агроуниверситеты достаточно даже скромных баллов ЕГЭ, но и их сельские выпускники порой не «тянут», и наша помощь в подготовке к экзаменам им очень кстати. А ещё с сельскими школьниками занимаемся совместной проектной деятельностью, на базе лаборатории академического лицея совместно с преподавателями вузов отрабатываем практические задания олимпиад по биологии, химии, делимся опытом выполнения сложных заданий ЕГЭ по этим предметам. Это и наша социальная ответственность, и ещё один способ быть полезными вузам-партнёрам.
Но главная ценность образования в академическом лицее – развитие разносторонней гармоничной личности.
Говоря школьным языком, ученики гуманитарного профиля обладают прекрасными знаниями математики, будущие программисты демонстрируют прекрасные результаты в олимпиадах по обществознанию и все вместе – прекрасную подготовку по русскому языку. Поэтому дети, постепенно раскрывая свои способности и желания, могут безболезненно менять профиль обучения под чутким руководством своих педагогов-наставников. Потому что, пожалуй, главный принцип работы педагогов лицея – индивидуальный подход к ученику, уважение его личности.