Недавно в Москве президент России Дмитрий Медведев вручил премию нашей землячке - Лучшему учителю России 2009 года.
В Магнитогорск Наталья Никифорова привезла не только главный трофей - "Большого хрустального пеликана", но и право Магнитке принять у себя финал следующего конкурса.
Для кого-то такой успех мог бы считаться вершиной карьеры, главной победой жизни. Но путь Натальи к этому триумфу оказался очень коротким. В пятерке финалистов она была самой молодой - ей всего тридцать, восемь лет назад она сама сидела за партой, конспектируя лекции. Так что тут скорее стоит говорить о фантастической стартовой площадке.
- Мы не сомневались, что Наташа добьется известности, - уверяет Виктор Кузнецов, декан физмата Магнитогорского государственного университета. - То, что это случилось так скоро и на таком высоком уровне, вызывает у нас гордость. Мы рады за нее и рады за себя: ведь это признание и нашего вуза, нашего факультета. В газетах уже прошла информация, что председатель большого жюри конкурса, ректор МГУ Виктор Садовничий назвал ее своей "внучкой". Он имел в виду, что научный руководитель Наташи Владимир Дубровский в свое время был его учеником. Что ж, у него есть все основания чувствовать себя сопричастным к этой победе: с приходом на наш физмат Дубровского пышно расцвела мощная математическая школа, впитавшая стиль и лучшие традиции МГУ. Наташа - дитя этой школы.
Преподаватели МаГУ, где нынешняя хозяйка хрустального приза получила математическое образование, в один голос говорят, что это была яркая студентка. Разумеется, отличница, ректорская стипендиатка, участница научного студенческого общества, заядлая кавээнщица… Но дело даже не в этом. Обращали на себя внимание ее уверенность в себе и, в хорошем смысле, амбициозность. Свою точку зрения она умела отстаивать не взирая на авторитеты. И в этом не было ни капли самолюбования и высокомерия. Позже, под прицелами телекамер пожимая руку президенту и принимая свою награду, она упрямо отказывалась признать себя самой талантливой из финалистов. Победа, по ее словам, могла достаться каждому.
Мнения ее коллег о том, что именно позволило Наталье Никифоровой подняться на верхнюю ступень пьедестала, разделились. Одни считают, что огромную роль в этом сыграли ее актерские способности, эмоциональность. Актовый зал Магнитогорского госуниверситета, битком забитый студенческой молодежью, школьный класс, с замиранием сердца слушающий ее рассказ о тайнах чисел и уравнений, недавний "круглый стол" с министром образования, задающим каверзные вопросы, - перед любой аудиторией она выступает легко и эффектно. Она развеивает расхожий штамп о сухарях-математиках, превращая объяснение трудной темы в настоящее представление. Одной из самых ярких страниц минувшего конкурса стал как раз ее мастер-класс, посвященный знаменитой ленте Мебиуса - той самой, у которой есть только одна сторона, где судьи могли оценить умение Натальи увлечь учеников, заинтриговать, заставить их самих открывать для себя секреты топологии. Кстати, сама лента Мебиуса, переворачивающая законы житейской логики, вполне могла бы стать символом Натальи Никифоровой, для которой нет ничего невозможного.
Преподаватель Алена Христева, в свое время читавшая ей лекции в МаГУ, теперь работает с ней бок о бок в 5-й школе. К слову сказать, с "пятеркой" сотрудничает немало педагогов вуза: университет имеет договор со школой, согласно которому отправляет туда своих лучших специалистов. Они разрабатывают методики, отслеживают их применение, систематизируют опыт, в общем плотно вплетены в учебный процесс. Да и самих учителей школы, включая "внучку Садовничего", частенько встретишь в коридорах университетского физмата. И это закономерно - теория без практики мертва, но и практика, лишенная теории, малого стоит.
Христева, которая знает Наталью Никифорову, пожалуй, больше, чем кто-либо другой, убеждена, что звание "Лучший учитель" ее бывшая студентка заработала благодаря своему бойцовскому характеру:
- Если бы она не была борцом, она бы не добилась такого успеха. И главное - она учит этому детей! Ее ученики, которых она все время вывозит на олимпиады, умеют отстаивать свою позицию, не боятся зайти в любой кабинет судейства и потребовать свою работу. Не боятся начать спорить с докторами наук, у которых куча регалий.
Отношение Натальи к своим ученикам - отдельная история. То, что она делает, называется педагогикой сотрудничества. Привычная схема "учитель у доски объясняет скучающим школьникам решение задачи" здесь забыта как страшный сон. Дети сами подтягивают отстающих, принимают друг у друга зачеты, придумывают математические задания… Со стороны это кажется чудом. Даже в то время, когда любимая учительница отправилась в долгий и трудный вояж на охоту за "хрустальным пеликаном", ее ребята сами оставались после уроков раскусывать задачки, разбирать примеры. Учителя, заглядывая в класс, предлагали им отдохнуть, попить чаю, погулять, но детям было не до того. Как же, ведь у них на носу математическая регата!..
Своеобразный итог поискам составляющих этой уникальной для нашего города победы подвел ректор Магнитогорского госуниверситета Владимир Семенов:
- Наталья, безусловно, одаренная девушка, и в средствах массовой информации уже воздали должное ее талантам. Но я бы хотел провести некоторую параллель учительского конкурса с ситуацией, которая сложилась в соревнованиях гонки "Формула 1". Всем известны звездные имена пилотов, таких как Шумахер или Алонсо, которые восходят на пьедестал почета, которые у всех на виду. Но мало кто знает тех, кто всегда остается за кадром, - суперинженеров, супертехников, то есть талантливейших специалистов, спроектировавших и подготовивших к старту идеальную машину. Без их предварительной кропотливой работы не было бы вообще ничего, поэтому здесь, несомненно, успех не только личности, но и команды. Как мне кажется, в нашем случае о тех, кто предопределил успех нашей выпускницы, упоминают крайне мало, и мне хотелось хотя бы частично восполнить этот пробел. Во многом это заслуга, Натальи Дедовой, директора школы, которая шаг за шагом, преодолевая множество, как административных, так и финансовых, препон, выстраивала те ступеньки, в том числе в рамках широкомасштабного сотрудничества с МаГУ, что привели нашу победительницу на пьедестал. Такой результат был бы невозможен без замечательного педагога Владимира Дронова, создателя системы, раскрывающей таланты почти каждого ребенка, которая сложилась в этой школе. Трудно переоценить роль профессора МаГУ, нашего высококлассного специалиста Галины Петровой, которая почти как тренер-профессионал проводила долгую и кропотливую предварительную работу и затем поехала в Москву вместе с Натальей в качестве ее методиста и чуть ли не личной наставницы. Это заслуга уникальнейшего мастера фотографии, заведующего лабораторией цифровых технологий МаГУ Владимира Шустикова, который провел с будущей звездой целую фотосессию и сотворил для нее прекрасное портфолио. Здесь каждый внес свою лепту. Наконец, не буду скромничать, это заслуга всей нашей научной и педагогической школы, которую, по сути, и представила так ярко в Москве Наталья Никифорова.
…После победы в конкурсе на молодого педагога обрушился ливень телефонных звонков и СМС-сообщений - друзья, коллеги, школьники, их родители. В школе ей устроили торжественную встречу, в Магнитогорском университете собираются от всей души поздравить звездную выпускницу. Но точку в этой приятной для всех нас истории ставить рано: эпопея под названием "Лучший учитель России" для Магнитки только начинается. По традиции, которую заложил министр Андрей Фурсенко, следующий этап конкурса проходит в родном городе победителя, а значит, уже пора подумать о будущем. Система образования нашего региона уже дважды доказала свое качество: вспомним, что несколько лет назад "Большой пеликан" достался челябинскому физику Ивану Иоголевичу. Это по существу означает, что система образования Челябинской области объективно является лучшей в России. Так почему бы не продолжить замечательную традицию и не помочь хрустальной птице задержаться на Южном Урале.