Одиннадцати десятиклассникам уже на следующей неделе будут вручать свидетельства о профессиональной подготовке по профессии «Сварщик ручной дуговой сварки». Профессия сварщика является в настоящее время одной из самых востребованных и высокооплачиваемых на рынке труда.
– Занятия начались в ноябре 2023 года, – рассказывает специалист по организации обучения КЦПК «Персонал» Кристина Фоменко. – 160 часов теории и практики, теорию вёл наш внештатный педагог, преподаватель теории сварочного дела МГТУ имени Г.И. Носова Максим Шекшеев. Практику – мастер Александр Шнайдмиллер. Цель сотрудничества – заинтересовать ребят, познакомить школьников с рабочими профессиями.
Судя по всему, цели были достигнуты – по крайней мере, на занятия парни ходили с удовольствием, особенно на практическую часть. Желающих выучиться на сварщика было больше, но в итоге отобрали только 11 «самых-самых» желающих, так как количество рабочих мест для практических занятий ограничено. Предполагали, что кто-то из ребят в процессе обучения отсеется по тем или иным причинам – кому-то не понравится, кто-то не сможет совмещать учёбу в школе и секции с профессиональной подготовкой. Но нет, до финала дошли все одиннадцать ребят. Занятия посещали ответственно, если и были пропуски – то только по уважительным причинам.
Занятия проходили два раза в неделю по 2,5 часа. Плюсом к 42 часам теории и 90 часам практики у школьников было 20 часов дистанционного обучения основам материаловедения, чтения чертежей и электротехники. Также преподаватель «Персонала» Екатерина Храмцова провела урок, посвященный технике безопасности – правилам освобождения человека от действия электрического тока, оказанию первой медицинской помощи пострадавшему и основам электробезопасности при сварочных работах. По итогу обучения школьники получат второй уровень квалификации, который соответствует второму–третьему разряду. И с 18 лет уже смогут работать по профессии.
Если работа «зацепит» – со временем они смогут повысить квалификацию и даже получить высшее образование на инженера-сварщика, а также расширить профессиональные навыки, пройдя обучение смежным специальностям, таким как резчик ручной кислородной резки или слесарь-ремонтник. По словам Кристины Фоменко, тенденция последних лет – каждый рабочий должен иметь минимум две–три профессии.
Мастер профессионального обучения Александр Шнайдмиллер впервые проводил занятия со столь юными обучающимися. Говорит, когда ему предложили принять участие в проекте – сразу согласился.
– Им всё интересно, а когда человеку интересно – он быстрее учится, качественнее и быстрее воспринимает материал. Ребята быстрее всё схватывают. Сложности были с тем, что занятия проходят только два раза в неделю. Сварка – как музыкальный инструмент, только приобретённый навык без постоянной отработки быстро забывается. Но при желании его гораздо проще будет восстановить. Зато они поняли, что начинается взрослая жизнь, получение профессии – это серьёзно.
Профессия сварщика хорошо развивает глазомер, мелкую моторику. Профессиональному сварщику необходимо знать математику и физику, но главное – любить свою специальность. Как отмечает Александр Шнайдмиллер, дело, которое нравится, не может получаться плохо.
Савелий Абрамов – один из лучших на курсе. Хотя парень планирует после 11-го класса поступать в Уральский федеральный университет на лингвиста, уверен, что владение рабочей профессией – только плюс. Если не получится с выбранной специальностью, сварка станет его страховочным вариантом. Да и подрабатывать всегда можно. Помимо учёбы в «Персонале» тренируется дома – дедушка купил внуку сварочный аппарат, вместе они уже сварили стулья и стол.
– Сказали в школе, что есть возможность обучиться на разные профессии. Там были сварщики, грузчики, массажисты. Выбрал профессию сварщика. В будущем эта специальность может дать много возможностей. У меня всё получается, у нас очень хорошие учителя. Сложно было только на первом занятии – нужно освоиться, почувствовать аппарат, почувствовать, как электрод горит. Опыт хороший, смогу подрабатывать. Да и в физике начал лучше разбираться.
Добавим, у КЦПК «Персонал» есть планы продолжить работу в данном направлении, наладить сотрудничество с другими школами города, тем более, что дети и родители положительно откликнулись на инициативу. Возможно, и спектр профессий для обучения будет расширен.