Весной первый замгубернатора Челябинской области Ирина Гехт озвучила тревожные данные: по сравнению с началом 2020 года наметился рост числа подростковых суицидов. По словам замглавы региона, мониторинг количества детских самоубийств
с 2018 по 2020 год не выявлял резких скачков в численности погибших, но в прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано пять случаев самоубийств несовершеннолетних, и данные
за 2021 год тревожат.
Подростковый суицид
В конце девяностых средний показатель самоубийств несовершеннолетних в России больше чем в три раза превышал средние цифры на планете. По данным психологов, от начала нулевых до 2015 года цифры шли на спад, но затем кривая показателей детских суицидов поползла вверх. О причинах подростковых самоубийств, способах предупреждения трагедий, выявлении и лечении недугов – в разговоре с главным врачом областной психоневрологической больницы № 5 Юлией Стольниковой.
– Причины разные, но среди основных – проблемы в семье, школьная успеваемость, буллинг – агрессивное преследование со стороны одноклассников, взаимоотношения с учителями, несчастная любовь, неприятие себя, или, на языке специалистов, нервная анорексия, психические расстройства. Порой к трагической развязке может привести неосторожное слово, агрессия со стороны родного человека. Подобный случай произошёл в одном из районов области. На школьном выпускном балу умница и отличница отметила окончание школы, выпив с одноклассниками пива. Дома мать, почувствовав запах алкоголя, в сердцах ударила дочку полотенцем. Девушка бросилась к телекоммуникационной вышке. За ней бежала вся семья. Не догнали. Девочка бросилась с высоты и умерла на руках матери. Родительница наказала дочь за употребление спиртного. Казалось бы, обычная бытовая ситуация, но острая реакция девушки доказывает, что необходимо учитывать характер, восприимчивость современных подростков. Они совершенно другие, и не нужно их сравнивать с нами. Нынешние тинейджеры более эмоциональны, ранимы. Психика детей не закалена, поскольку многие воспитаны в тепличных условиях. Менее восприимчивы к стрессовым ситуациям дети, выросшие в асоциальных семьях, где они прошли суровую школу выживания. С другой стороны, такой ребёнок, копируя поведение родителей, может проявлять суицидальные наклонности, которые в какой-то мере передаются по наследству. Во время разговора с пациентом нередко выясняю, что близкий родственник совершил суицид… В войну было меньше депрессивных расстройств, меланхолий. Надо было воевать, женщинам – поднимать детей. Немаловажным фактором являлась и коммунистическая идеология.
В списке провоцирующих причин – высокая загруженность в школе, проблемы со сверстниками, страх перед ЕГЭ, множество часов, проведённых в соцсетях, где подростки находят «примеры» для подражания. Магнитогорская школьница, ушедшая из жизни в феврале этого года, решила повторить поступок двух сверстниц, о суициде которых сообщали СМИ. Трагедия случилась в Подмосковье. В городе Лобня две школьницы, взявшись за руки, бросились с крыши высотного дома. Ответа на вопрос, что толкнуло восьмиклассниц на самоубийство, не могут найти. И подмосковные девочки, и наша школьница росли в нормальных семьях.
– У детей формируют совершенно искажённое восприятие реальности, отношений между людьми – подчёркивает Юлия Николаевна. – Подростки лишены конкретных и понятных ориентиров в информационном море, и это трагично. Другое дело, если у ребёнка тяжёлое психическое расстройство, которое родители игнорировали, а сами дети о болезни молчали. Лишь специалисты могут выявить психическое расстройство и определить, не болезнь ли стала причиной суицида? В этом случае требуется экстренное вмешательство. К сожалению, в этом трудно убедить родителей. В этой связи вновь упомяну о трагедии магнитогорской школьницы. Прыгать с крыши она планировала с подружкой. Вторая девочка не решилась уйти из жизни. Ребёнка привезли в приёмный покой нашей больницы. Родители были непреклонны в решении забрать дочку. Пришлось долго убеждать, доказывать серьёзность состояния, в котором пребывал ребёнок. Не повторит ли девочка неудавшуюся попытку? Ответить на вопрос могут только специалисты после тщательного обследования. Ограниченные люди до сих пор оценивают службу психиатрии с точки зрения социалистического прошлого – «карательной психиатрии». Если нет грубого психического расстройства, психиатрический диагноз подростку не ставим, лишь отмечаем, что произошла острая реакция на стресс. В этом случае никаких табу не накладывается и на будущем ситуация не сказывается. Нет ограничений, связанных со службой в армии, профпригодностью, получением водительских прав. Наша служба на стороне пациента.
Психологи советуют родителям стать ребёнку не только советчиком, но и другом. Его попытки сбежать из дома – первый звоночек, доказывающий, что подросток не справляется с эмоциями, давлением. У таких детей наблюдается расстройство пищевого поведения, они часто жалуются на головную и боль в животе, равнодушны к своему внешнему виду. Насторожить взрослых должен скучающий вид школьника, которого не радуют общение с родными и друзьями. Тинейджер высказывает мысли о смерти, не строит планов на будущее, негативно оценивает нынешнее состояние, наносит себе порезы, употребляет психоактивные вещества.
Ущербный учёт
Нет сомнения в тревожности показателей детских суицидов, если информация исходит от первых лиц областного правительства. Но, заметим, нет цифр статистики. Стоит только гадать, показатели действительно пугающие или, может, неточные? В разговоре с главврачом Юлией Стольниковой уяснила одно: психиатрическая служба не обладает полной картиной суицидальных случаев, и можно лишь говорить о приблизительных данных, которые не отражают истинного положения дел. Одна из причин усечённых сведений – закон «О персональных данных». Получить нужную информацию из больниц стало почти невозможно. Допустим, ребёнок поступил в травматологию с переломом конечностей. Случай фиксируется как травма, при этом не указывается, что подросток, решившись на самоубийство, прыгнул с высоты и переломал ноги. Другой пример: девочка попала в токсикологическое отделение с отравлением. Но не говорится, что школьница наглоталась таблеток с единственной целью – уйти из жизни. Проблемных детей в лечебном учреждении консультирует врач-психиатр, направляя в психоневрологическую больницу. Но родители категорически отказываются переводить ребёнка в отделение. Аргумент один: диагноз станет клеймом на всю жизнь.
– В итоге мы не можем собрать в больницах информацию о суицидальных случаях, – досадует Юлия Николаевна. – Учёт ведём лишь в рамках своего учреждения. В этом и сложность, что статистика приблизительная. Много случаев «уходит» в травмы, отравления, асфиксию. Поэтому и проблема с показателями детских суицидов искажена, что чревато последствиями: больной ребёнок лишается своевременной помощи.
По словам Юлии Стольниковой, в статистике подростковых суицидов есть своя градация: незавершённые и завершённые, которых в городе единицы. Суицидальное поведение фиксируется, если подросток высказывал намерение уйти из жизни. Выделяют и кризисные состояния, если школьник не раз попадал в больницу, пытаясь свети счёты с жизнью.
Проводник в реальный мир
– Задача психиатрии не ставить всем пациентам диагноз шизофрения и, по понятиям недалёких родителей, залечивать, закалывать. Главное – вовремя диагностировать болезнь и помочь, – убеждает главврач. – Родственники спохватываются, когда признаки болезни налицо. Поражаюсь, как можно считать поведение ребёнка нормальным, если он почти всё время проводит за компьютером, не следит за своим внешним видом, ни с кем не общается, не учится, ни к чему не стремится? Когда парню исполнилось 25 лет, родители наконец осознали, что подобное существование – отклонение от нормы. Любящие родственники порой не видят патологий в необычном гардеробе, вызывающем макияже подростков, считая это проявлением индивидуальности. Лишь когда «креатив» переходит границы, обращаются в психиатрическую службу. Осматривая ребёнка, обнаруживаем на теле следы неоднократных самоповреждений (это не всегда попытки суицида), о которых близкие люди и не подозревали. В области все уполномоченные органы приступили к реализации комплексного плана по профилактике суицидов и иных форм аутоагрессивного поведения среди подростков. В Магнитогорске разработан проект межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения несовершеннолетних. В документе прописан механизм взаимодействия различных структур: администрации города, инспекции по делам несовершеннолетних, управления образования. Проработаны схемы контактов – начиная со школы и заканчивая семьёй и психиатрической службой.
Интернет и массовая культура часто подменяют подростку реальный мир, всё чаще оказывают влияние на формирование его личности. Специалисты считают, что общество не готово к появлению совершенно новой ситуации. Американские социологи даже специальный термин придумали: фейсбук-депрессия – депрессивное расстройство психики, порождаемое социальной сетью. Аккаунт в соцсети с рекламой богатых и счастливых «хозяев жизни» подростки воспринимают как реальность. Тинейджеры, просматривая демонстрацию успешности владельца аккаунта, испытывают чувство нереализованности, депрессии. Переживая кризис взросления в вымышленном мире, решают проблемы одним щелчком мыши, и тогда шаг с крыши становится таким же простым, как клик в Интернете. Но дело совсем не в Сети, а в том, что мама и папа не могут или не хотят стать их проводниками в реальный мир.
…Утром 1 сентября 13-летняя школьница из Челябинска покончила с собой. Тело девочки обнаружили на железной дороге. В школе о восьмикласснице отзываются положительно, родители на учёте в органах опеки не состоят.