Благодаря блестящему выступлению Андрея Вараксина и Ярослава Косолапова на 59-й Международной Менделеевской олимпиаде по химии, об успехах магнитогорской школы олимпиадного резерва узнала вся страна. В июне парни побывали в резиденции губернатора Челябинской области, где состоялась торжественная церемония награждения победителей и призёров всероссийских и международных предметных олимпиад. Помимо почётных дипломов, самых умных школьников региона, в число которых вошли Андрей и Ярослав, а также их педагогов-наставников поощрили денежными вознаграждениями, для победителей размер составил 200 тысяч рублей (для призёров – 100 тысяч).
Читателей «Магнитогорского металла» (16+) уже знакомили с Ярославом Косолаповым – в 2024 году он стал победителем финала Всероссийской олимпиады школьников по химии. Сегодня чуть больше расскажем о втором герое – Андрее Вараксине, а также педагоге, учёном, руководителе школы олимпиадного резерва по химии Андрее Ушерове, который, несмотря на то, что его готовы «с руками и ногами» забрать к себе ведущие учебные столичные заведения, выбирает Магнитогорск и готовит из наших умников и умниц будущую научную элиту страны.
Олимпиадниками не рождаются
– Химию знать желательно хотя бы для себя, потому что все процессы, происходящие в организме – это химия, – объясняет детям Андрей Ильич. – У нас только две базовых науки: физика и химия, на них держится всё естественно-научное образование, они описывают все процессы, которые происходят с материей в мире.
Говоря о выдающихся достижениях своих подопечных, Андрей Ушеров отмечает, что никакого «педагогического секрета» нет – просто он относится к ним «как к своим подчинённым, которые должны выполнить определённый вид работ».
– У нас тут не детоцентричное образование, а обыкновенная производственная деятельность, – поясняет он принципы обучения в ШОР.
Андрей Ильич Ушеров – инженер-металлург, сталеплавильщик, окончил МГМИ, после получения диплома продолжил научную карьеру, защитил кандидатскую диссертацию, работал преподавателем в институте.
– В начале нулевых попросили позаниматься со школьниками. Сначала было одинаково: что школьники, что студенты. Но потом со школьниками становилось всё интереснее, потому что уровень их не падал, а со студентами становилось всё менее интересно, потому что, как вы знаете, уровень общего образования в целом в России резко упал.
К Андрею Ушерову на занятия приходят ребята, начиная с 5–6 класса. К 11-му классу из 50 учеников остаётся, в среднем, три–четыре победителя и призёра всероссийских и международных химических олимпиад. Почему одни дети остаются, а другие уходят? Андрей Ушеров уверен, что «олимпиадником» может стать только ребёнок, который любит заниматься. Это такая особенность психики, которой изначально обладает всего 5–10 процентов детей. Они получают удовольствие от самого процесса получения знаний.
–У меня производственное задание – подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады, – объясняет Андрей Ильич. – Точнее, производственное задание заниматься с теми, кто хочет заниматься, кто любит заниматься химией. Это дети, которые получают удовольствие от того, что постигают новое, решают задачи, которые никто кроме них решить не может. Правда, у меня сейчас больше удовольствия, когда я не могу решить, а они могут. Да, их уровень умения решать задачи по химии выше моего. Ведь задачи – это логика. Начинал заниматься с ними Владимир Леонидович Дронов – он им поставил математическую логику. Дальше я просто развиваю эту логику в направлении химии. И да, у них логическое мышление лучше моего.
Путь в науку
Андрей Вараксин вырос в педагогической семье. Мама Елена Вараксина работает учителем математики в школе № 5.
– Занимались с третьего класса олимпиадной математикой, потом, когда Андрей перешёл в шестой класс, отдали его в ШОР к Андрею Ильичу Ушерову и ШОР по физике, чтобы он попробовал себя во всех предметах и выбрал то, что ему понравится больше. Он выбрал химию. Параллельно занимались математикой, насколько это было возможно по времени – это развивает мышление, и это основа для химии, – рассказывает Елена Васильевна.
Уже в пятом классе Андрей начал участвовать в олимпиадах, сначала по математике, где сразу стал победителем городского этапа. В шестом классе он занял первое место на областном этапе. Вплоть до девятого класса регулярно был победителем или призёром областных финалов (до 9-го класса олимпиады на всероссийском уровне не проходят) по химии, физике и математике. В 9-м классе Андрей сконцентрировался на изучении химии. В девятом и десятом классах он был призёром всероссийского этапа ВсОШ, в этом году стал победителем и принял участие в 59-й Международной Менделеевской олимпиаде, где также выиграл золотую медаль. Плюс к этому Андрей окончил музыкальную школу по классу саксофона, где также показывал серьёзные успехи, играл в ансамбле, побеждал в музыкальных конкурсах.
– Музыка началась ещё в детском саду, раньше, чем математика и все остальное. Считаю, что она сыграла тоже большую роль, потому что она развивает мозг, – говорит Елена Вараксина.
У Андрея было много возможностей уехать из Магнитогорска – его с радостью приняли бы в любой специализированный учебно-научный центр при российских университетах.
– Остались, конечно, переезд даже не обсуждался. Потому что, во-первых, наш учитель здесь – Андрей Ильич, поэтому все лавры всё-таки должны принадлежать ему. А уходят многие на самом деле из-за денег. Например, в Москве победителям всероссийского этапа ВсОШ платят 500 тысяч рублей. Но не всё же измеряется деньгами. Нужно ребёнка не только интеллектуально развивать, но и нравственно, и ориентиры правильные прививать. А это как раз одна из тех ситуаций, которая очень хорошо развивает нравственные ориентиры. Что касается будущего, мне кажется, даже он ещё сам не понимает до конца, кем станет. Я бы хотела, чтобы он занимался наукой, совершал открытия, которые потом будут применяться в жизни.
Золото Бразилии
Международная Менделеевская олимпиада – это продолжение Всесоюзной олимпиады, участвуют страны бывшего СНГ и страны БРИКС. Ребята впервые принимали участие в событии такого масштаба, хотя для химиков Андрея Ушерова победа в Менделеевской олимпиаде далеко не первая. В состязании в 2025 году было рекордное количество стран – команды 40 государств. В сборную России вошли 10 школьников. По итогу олимпиады российская сборная стала победителем в общекомандном зачёте. Все 10 участников российской команды завоевали золотые медали.
Магнитогорские звёзды добирались до Бразилии с тремя пересадками. Сначала перелёт Магнитогорск–Москва, потом Москва–Доха (Катар) и уже из Дохи – в Сан-Паулу, крупнейший город Бразилии.
– Во-первых, самое страшное – это сама дорога в Бразилию, потому что туда лететь суммарно больше 22 часов, не считая времени на пересадки. Перелёт Доха – Сан-Паулу – четырнадцать с половиной часов непрерывного полёта, через всю Африку, через весь Атлантический океан, – рассказывает Ярослав. – Прилетаем в Сан-Паулу, там очень короткая пересадка, всего полтора часа на следующий самолёт в Белу-Оризонти, город, где проходит олимпиада. Получилось так, что самолет задержался. А Qatar Airways решила перестраховаться и купила нам новые билеты. Смотрим, время 13.05. Прилетели в 11.00 Думаем, о, сейчас пойдем на регистрацию, все будет хорошо, сегодня прилетим. Приходим на регистрацию, а там говорят, что билеты не на четвёртое мая, а на пятое. В итоге, смогли купить билеты на девять вечера и улететь.
На вопрос, почему не задержались, чтобы «погулять по Сан-Паулу», ребята ответили, что это – страшный город, да и вся страна – не самая безопасная для туристов. И дело не только в разрухе, но и в общей криминальной обстановке:
– Все дома за заборами, на заборах колючая проволока везде, где-то – под напряжением. Все разрисовано граффити. Люди спят прямо на улицах, на матрасах на тротуарах. Много полиции. Ощущаешь себя очень небезопасно.
В первый день в Белу-Оризонти парни привыкали к смене часовых поясов, провели четырёхчасовое интервью, заработали за это по пятьдесят долларов и приняли участие в фотосессии. Сама олимпиада проходила в Федеральном университете Минас-Жерайс (штат, столицей которого является город Белу-Оризонти). Задания для россиян были на русском языке. В первой части теоретического тура школьникам предстояло решить восемь обязательных задач, во второй день теоретических испытаний предлагалось выбрать одну из трёх задач для решения из пяти разделов теоретической химии. Максимально за «теорию» участники могли набрать 75 баллов. Второй тур – практический – давались четыре практических задачи, которые предстояло выполнить за пять часов. И третий этап – традиционная апелляция, на которой ребята проверяли свои оценки.
– Весь практический тур был посвящён реакции гидролиза. Например, в первой задаче нужно было из крахмала путём гидролиза получить молекулы глюкозы. Во второй – определить её концентрацию реакцией титрования, – рассказали Андрей и Ярослав. – Третья задача была реально сложной, нужно было взять парацетамол, его целый час кипятить в воде, просто чтобы гидролизовать, и потом этот анализируемый раствор опять же оттитровать и определить, сколько исходного парацетамола было в таблетке. Третья задача суммарно заняла почти два часа. В четвёртом задании дали в порошке какие-то вещества. Сам список предоставили, но нужно было определить, где что. Очень сложная часть, времени оставалось мало, реакции почему то не шли так, как мы хотели. Поэтому в какие-то моменты делали всё одновременно: греется пробирка с глюкозой, одновременно с этим гидролизуется парацетамол, растворяешь вещества, чтобы провести качественный анализ, всё нужно делать очень быстро и продумывать действия наперёд.
Научный потенциал Магнитки
Что сделать, чтобы умные ребята не уезжали в большие города, а оставались в Челябинской области, которая так нуждается в грамотных специалистах, учёных, новаторах. И возможно ли это?
– Это абсолютно возможно, – уверен Андрей Ильич. – Для этого нужно, чтобы здесь хотели, чтобы они остались. Не на словах, а на деле. Чтобы им показывали проблемы, которые есть и которые требуют решения. Так как проблемы сложные, должна быть соответствующая заработная плата и соответствующие жилищные условия. Если бы это все было, кто-нибудь бы точно остался. Человек трёх своих знаю, которые бы на хороших условиях выбрали работу в Магнитогорске. В металлургии можно столько нового сделать! Особенно в кинетике и термодинамике. Кинетика, химия высоких температур, в чёрной металлургии вообще не развита. Там всё построено на эксперименте, а в чёрной металлургии проводить лабораторные эксперименты очень сложно – нужны слишком высокие температуры. Но даже если использовать знания химической кинетики, использовать данные промышленных экспериментов и промышленного производства, можно очень много нового открыть.
Спросили мы и у победителей олимпиады, что нужно сделать, чтобы после учебы парни вернулись в Магнитогорск. Оба, отметим, хотят связать свою жизнь с органической химией, биохимией, синтезом новых лекарств, учиться будут в МГУ имени Ломоносова на химическом факультете.
– Хотелось бы что-то приближённое к условиям работы современных IT-компаний, – отмечают школьники. – И, разумеется, заработные платы хорошего уровня. Чтобы использовать свои знания по максимуму. Нам не важно, какой город, Магнитогорск вполне хороший город, очень удобный в плане инфраструктуры и транспорта. К тому же здесь Андрей Ильич. Главное – какие предложат условия труда.