Конкурс «Большая перемена», организованный АНО «Россия – страна возможностей», ФГБУ «Роспатриот-центр», Министерством просвещения Российской Федерации и Российским движением школьников впервые прошёл в 2020 году. Его цель – формирование сообщества школьников с активной жизненной позицией, лидеров, которые не боятся проявлять себя, учиться новому и менять мир к лучшему.
В этом году в конкурсе «Большая перемена» приняли участие более 2,5 миллиона школьников 5–11 классов и студентов колледжей. По итогам дистанционных испытаний и очных полуфиналов финалистами стали 1500 учеников 9–11 классов. С 9 по 13 ноября в МДЦ «Артек» конкурсанты, объединившись в команды «авторов перемен», решали кейсовые задания по четырем направлениям: «искусство и творчество», «образовательные технологии», «среда обитания», «общество» и разрабатывали проекты, помогающие улучшить разные сферы жизни.
В число победителей конкурса вошли два магнитогорца. Ученик школы № 56 Андрей Мазнин – олимпиадник, увлекается техникой и программированием, неоднократно становился призёром и победителем областных и всероссийских технических конкурсов. За победу в «Большой перемене» он получил сертификат на 200 тысяч рублей.
– Конкурс начался весной, первый этап был заочным, – рассказал победитель. – Нужно было подготовить самопрезентацию и сделать проект. По результатам проводился отбор в полуфинал, проходивший в Ханты-Мансийске. На победу не рассчитывал – было бы крайне обидно, если бы надежда не оправдалась. Поэтому просто делал всё на максимуме, без каких-то ожиданий. В финале решали кейсы про общество, урбанистику, экологию. Моя команда готовила проект, посвящённый новому видению системы образования. От финала остались только положительные впечатления. В следующем году обязательно снова приму участие.
Андрей признаётся, ещё не решил, на что потратит приз – возможно, на покупку техники для занятий программированием.
Софья Шестакова – ученица 11-го класса гимназии № 53. В редакцию «Магнитогорского металла» она приехала вместе с папой буквально на полчаса – сразу после уроков торопилась на занятия в художественной школе. О «Большой перемене» Софья узнала из Интернета. К финалу готовилась вместе с одноклассницей Вероникой Пышкиной. Но Вероника, к сожалению, не смогла принять участие в финале. А Софья поехала в «Артек» и выиграла миллион рублей. На конкурс она представила 3D-модель школьного инклюзивного музея для людей с ограниченными возможностями здоровья.
– Конкурс проходил в четыре этапа, – рассказала Софья. – Первый – дистанционный. Нужно было рассказать о себе, своих достижениях, планах на жизнь и выбрать направление для второго этапа. Я выбрала направление «Твори». Во втором этапе решала кейс на выбранную тему. Разработала проект выставки для людей с ограниченными возможностями здоровья. Уже на полуфинале и финале попадаешь в команду людей, которых до этого не знал, и вместе с ними вы готовите проект по заданной организаторами теме.
Софья рассказала, что участвовать в «Большой перемене» было легко и увлекательно:
– Конкурс интересный, с нестандартными задачами, не только в hard skills – технических компетенциях, но и soft skills – работа в команде, ораторское мастерство. Сложно оказалось только в финале, потому что выигрывают лидеры, такие же, как ты, и вы часто спорите и не понимаете друг друга.
Финалистам предстояло выполнить кейсы по четырём направлениям, какое именно достанется, определяла жеребьёвка. Команда Софьи, как и команда Андрея, готовила проект для системы образования. Ребята создали платформу для повышения квалификации учителей.
Финал конкурса, рассказала Софья, был очень красивым. «Артек-Арена» вместила в себя всех участников «Большой перемены». По видеосвязи ребят поздравил президент Владимир Путин. Прошли выступления группы «Руки вверх», танцевальных коллективов. Также участники смогли принять участие в информационных встречах с представителями Министерства просвещения, МГИМО, олимпийскими чемпионами, популярными артистами.
Активная жизнь не мешает победительнице готовиться к предстоящим экзаменам.
– Отношусь к экзаменам спокойно, это не конец жизни, даже если плохо сдам, всё равно найду какой-то другой путь, получу образование. Думаю, усиленно начну подготовку месяца за три до ЕГЭ. Считаю, что нужно ездить на такие конкурсы, потому что опыт общения с людьми, опыт решения проектов важен для дальнейшей учёбы.
Софья – активный участник конкурсного движения. В Крыму побывала уже во второй раз за год: первая поездка состоялась в рамках конкурса «Поехали» по сохранению исторических памятников в России, в котором она вошла в число финалистов. В июне ездила в Москву на конкурс проектов – разработанная 3D модель детской площадки принесла ей почётное второе место. Старшеклассница увлекается 3D моделированием, хочет поступать в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Сейчас же для своих одноклассников она планирует провести мастер-класс и поделиться опытом участия во всероссийских конкурсах.