Ученые разработали и запатентовали уникальный тест ТРИТО, который помогает определить уровень интеллектуального и творческого мышления у детей шести-семи лет. С его помощью психологи смогут отбирать будущих школьников в классы с углублённым обучением.
Этот тест сделан по концепции «Одарённые дети: экология творчества». Авторы считают, что одарённые дети – это те, кто показывает выдающиеся способности в какой-то определённой сфере, например, в математике, музыке, рисовании. Чтобы такие дети хорошо развивались, им желательно учиться в специализированных школах.
Как объяснила автор методики, доктор психологических наук Вера Грязева-Добшинская, цель теста – разделить детей с более высоким уровнем интеллекта (IQ 120–150) и креативности. Задания рассчитаны на то, чтобы определить особенности мышления у тех, кто развивается быстрее других. Ребёнок должен уметь читать и считать до 20-30.
У теста есть две формы (А и Б), каждая включает восемь субтестов: вариативность, логика, блоки, группы симметрии, арифметика, применение правил, дивергентное мышление, дизайн.
Тест оценивает навыки счёта, способность ребёнка понимать слова, умение думать. Все задания сделаны в игровой форме, чтобы ребенку было интересно, нескучно и нестрашно. Дети не просто проходят тест, а играют. Им дают задания любимые сказочные персонажи. Процесс становится интересным, ребята не замечают, что их проверяют. Они выполняют задания легко и без стресса. Чем выше уровень развития творческого и логического мышления у ребёнка, тем больше заданий он успевает выполнить.
Тест успешно проверили в лицее № 97 Челябинска. За восемь лет в исследовании приняли участие 1097 детей. Методика показала себя хорошо при наборе учеников в экспериментальные классы, при работе с психологами и на занятиях с младшими школьниками. Сейчас тест готов к использованию в образовательной практике.