Впервые после двухлетнего перерыва муниципальный этап конкурса проходил в очном формате. В этом году «ИКаР» в Магнитогорске курируют центр цифрового образования детей «IT-куб» и детский технопарк «Кванториум» как представители регионального центра «Дом детского и юношеского технического творчества», выступающего главным организатором регионального и российского этапов соревнований. Участие в конкурсе приняли дошкольники и школьники до 18 лет из Магнитогорска и районов, относящихся к Магнитогорскому городскому округу. Они представили проекты в категориях «ИКаРёнок», «ИКаР–Старт», «ИКаР–Классик», «ИКаР–Дебют», «Икар–Профи» и «ИКаР–Техноквант».
Отличие «Инженерных кадров» от всероссийского робототехнического конкурса «Робофест» – его прикладное инженерное направление. Задача участников – не просто собрать роботизированную линию, а спроектировать её под нужды заказчика, представляющего реальный сектор производства, модернизировать или автоматизировать процесс, учитывая все технические параметры, и подготовить описание проекта в инженерной книге.
На открытии соревнований выступили руководитель «IT-куба» Денис Полушкин и педагог-организатор Анна Сапрыкина, руководитель «Кванториума» Лола Гебель и директор многопрофильного колледжа Юлия Федосеева. Денис Полушкин в своём выступлении подчеркнул, что муниципальный этап конкурса – это часть тренировочного процесса. Задача – оценить проекты и дать обратную связь, чтобы перед региональным этапом команды учли ошибки и нюансы и достойно показали себя в областных соревнованиях, которые будут проходить в Челябинске 29 марта. Всероссийский этап также состоится в областной столице в первой декаде мая.
Готовясь к проектам, дети не просто придумывали и собирали устройства из робототехнических конструкторов, но и побывали с экскурсиями на производстве. Так, команда «Тетрис» из детского сада № 24 посетила с экскурсией частную сыроварню «Иван-сыр». Для участия в конкурсе ребята вместе с педагогом разработали проект растягивателя сырного теста на конструкторе LEGO Spike Prime для создания сыра чечил и заплетателя сырных косичек на LEGO We Do 2.0. Детский сад № 25 презентовал автоматизированный вагоноопрокидыватель для разгрузки вагонов с рудой, чтобы сделать процесс безопасным и экологичным. Команда IT-куба и школы № 56 в сотрудничестве с городским курортом «Притяжение» разработала усовершенствованный подъёмник на видовой холм с использованием солнечных батарей.
– Побывали на экскурсии в «Притяжении», – рассказала тренер-преподаватель школы № 56 Наталья Савенкова. – С видового холма весь город как на ладони. Поднимались туда по эскалатору, у детей море впечатлений. Придумали канатную дорогу, в которой предусмотрены солнечные батареи, крутящие механизмы и экскурсионный автомобиль. Всё программируется с помощью программы LEGO We Do.
Участникам старших возрастных категорий и задачи нужно было решать серьёзные. Команда городского многопрофильного лицея при МГТУ имени Г. И. Носова для номинации «ИКаР–Техно» подготовила проект конвейерной ленты для пекарни. Автоматическая линия смешивает ингредиенты, переносит и замешивает тесто в миксере. Заказчиком проекта выступила семейная пекарня. А идея появилась потому, что мама одного из членов команды работает кондитером.
– Впервые участвуем в соревнованиях, – рассказали юные разработчики. – В лицее открыт губернаторский инженерный класс, первый в городе. Решили делать проект в сфере кондитерского производства. Замешивание теста – самый трудоёмкий процесс. Придумали конвейер, манипулятор, добавили миксер. На разработку ушло около трёх недель. Побывали на экскурсии в пекарне.
Команда «Кванториума» представляла на отборочном этапе два проекта. Один – в номинации «ИКаР–Классик» – линия по переработке лома медного кабеля.
– Поступают провода, их расщепляют на мелкие детали, всё это переводится в конвейер, там измельчается и спрессовывается, – объяснил участник команды, ученик 8-го класса Павел Денисов. – Работали над проектом два месяца, самым сложным было умение объяснить суть работы, вырезать 3D детали, запрограммировать. Пока нет разделителя для резины и недоделан измельчитель, будем дорабатывать, до марта есть время. Это будет полностью автоматизированная линия, в реальном цехе используется ручной труд, чтобы пересыпать металл, спрессовать медь.
Второй проект в номинации «ИКаР–Техно» – прототип устройства «Профилировщик» для работы лифта в шахте, помогающего сделать работу шахтёров безопаснее, выявляя опасные дефекты и предотвращая аварии. Это робот, который проверяет состояние проводников, по которым ходит лифтовая шахта. Задание дал институт горного дела и транспорта МГТУ. В стране есть подобные разработки, буквально два-три вида. Особенность проекта команды «Кванториума» – полная автоматизация. Перед тем как в шахту опустится лифт с работниками, пролифировщик анализирует, выставлена ли правильно клеть, есть ли отклонения, чтобы предупредить застревание лифта и исключить аварии. Все данные анализирует программа.
Школа № 10 выставила на соревнование четыре команды. В числе разработок – проект виртуального музея для ММК-МЕТИЗ, робот-пиццамейкер совместно с пиццерией «Мика FOOD», модель автоматизированной линии по производству гаек. А также модель автоматизированной линии по производству молока.
– Это большая производственная линия с большим количеством этапов, – объяснил участник команды Денис Стрелков. – Три конвейерных ленты, на которых предусмотрены этапы сепарации молока, деаэрации для длительного хранения, упаковка. Сами программировали на Arduino. На самом заводе не были, но посещали музей предприятия и старались повторить технологический процесс.
Тренер-преподаватель школы № 10 Ксения Лаврова уточнила, что «ИКаР» – отдельная линейка робототехнических соревнований. Раньше она проходила в рамках олимпиады «РобоФест». В связи с тем, что открылись IT-куб и «Кванториум», они взяли на себя проведение муниципальных отборочных этапов, чтобы подготовить детей на региональные соревнования. Основная задача «Инженерных кадров» – взаимодействие с предприятиями.
– Это не столько соревнование, все команды, выступающие сегодня, поедут на область, – уточнила руководитель магнитогорского «Кванториума» Лола Гебель. – Муниципальный этап даёт возможность тренерам и команде доработать свои проекты. Эксперты будут давать рекомендации, как улучшить сам проект, что внести дополнительно в инженерную книгу, чтобы дети могли достойно представить свои разработки, чтобы они понимали специфику этого конкурса. Помимо того, что дети представляют проект из робототехнического конструктора, у них должна быть связь с экспертом предприятия, они должны написать инженерную книгу. А это уже научная деятельность. Прослушивают лекции, выезжают на экскурсию на промплощадку – это уже профориентация. Дети, несмотря на юный возраст, знают всё о работе производственной линии предприятия, можно сказать, уже готовые специалисты. Они разбираются в таких вещах, о которых может знать не каждый сотрудник. Ведь им нужно собрать работающую модель и написать о ней. Помогая взрослым решать реальные производственные задачи, дети знакомятся с историей предприятий, внимательно изучают технологические процессы, общаются с ведущими инженерами, технологами и руководителями цехов, а также учатся работать в команде. Когда к нам приезжают эксперты ММК, отвечая на вопрос: «Детей возьмёте на работу?», говорят: «Хоть сейчас. Они настолько подкованы, их можно сразу ставить на линию».
По итогам конкурсных испытаний в категории «ИКаРёнок» победу одержала команда «Моторчики» детского сада № 25. В номинации «Взаимодействие с предприятием» была отмечена команда «Робомагнитики» школы № 56, в номинации «Паспорт проекта» – команда «Юные спасатели» детского сада № 6 (Карталы), за творческий подход наградили команду «Изобретатели» кизильского детского сада № 2.
В категории «ИКаР–Старт» лучшим стал проект команды «Винтики» кизильского Дома школьника. В категории «ИКаР-Классик» победу одержала команда «Горячая десятка» школы № 10. В номинацию «Защита проекта» дипломом отметили команду «Кванториум». В категории «ИкАР–Дебют» опять лучшей стала школа № 10, в номинации «Оформление проекта» победила команда «Лицей-кА» многопрофильного лицея № 1, в номинации «Защита проекта» – команда «ТехноИмпульс» янгельской школы имени Филатова. В категории «Икар–Техноквант» победу также праздновала команда школы № 10.