Площадку для игры выбрали не случайно – лицей является городским ресурсным центром по профориентации и предпрофессиональной подготовке в области правоохранительной деятельности.
Тест-игру, в которой участвовало семь школ, приурочили к Международному дню защиты детей. Спикерами и экспертами выступили представители УМВД и педагоги академического лицея. Оценивались не только ответы, но и оригинальность названия команды, оно должно отражать тематику игры. Так, ученики школы № 5 назвались «Правоведами», представители школы № 66 взяли имя богини правосудия Фемиды, «Знатоками права» стала команда школы № 25.
Игра включала четыре уровня. Первый, теоретический, провела старший юрисконсульт правового отдела УМВД майор внутренней службы Екатерина Соловьёва. Она напомнила школьникам права и обязанности несовершеннолетних, уголовную и административную ответственности и возраст, с которого придётся отвечать за противоправные деяния.
Практические задания второго этапа имели тестовый формат и были максимально приближены к жизненным реалиям. Ответ предполагал свободную форму изложения. На моих глазах команда академического лицея под руководством педагога Натальи Фроловой оперативно распределила обязанности. Одного из школьников, мгновенно набирающего текст, отправили за компьютер, другие – предлагали варианты, третьи – сжато формулировали ответ.
Ребятам предстояло разобраться в нескольких сложных ситуациях, например, «Друг разместил с соцсетях непонятное мне высказывание. Хочу поставить «лайк». Составители тестов в отдельном столбце разместили пояснение: прежде чем ставить «лайк», подумай, не является ли высказывание призывом к противоправным деяниям? либо оно некорректно по отношению к другим национальностям? Ответ лицеистов: «Вчитайся в текст, не является ли он противоправным. Если содержание непонятно, «лайкать» не следует».
В жизни подростка нередко случаются конфликты с родителями, и тогда обиженный ребёнок уходит из дома. Как быть? Приведём ответ одной из команд: «Вспомню, что все конфликты лучше решать словесно. Остановлюсь, посчитаю до десяти, вернусь домой и попробую спокойно поговорить с родителями».
Организаторы квеста отметили, что это лишь пробная онлайн-игра, которая прошла довольно успешно. Сказалась заминка с интернет-связью, каникулярное время сократило число участников. Однако недочёты были компенсированы интересом, с которым ребята включились в состязания, тем более что проводились они в виртуальном пространстве – на площадке, прекрасно освоенной «цифровым» поколением юных.
– В организации игр формата он-лайн важно учитывать потребности, интересы детей, создать комфортную и привычную для школьников обстановку, – подчеркнула заместитель директора академического лицея Елена Сергеева. – Увлечённость, с которой дети участвовали в квесте, доказывает востребованность цифрового формата игры. В новом учебном году разработаем новый тест, выложим на YouTube, пригласив участников победившей команды выступить в качестве экспертов и наставников. На базе городского ресурсного центра по профориентации и предпрофессиональной подготовке в области правоохранительной деятельности думаем расширить формы работы со старшеклассниками, которые планируют поступать в профильные вузы. Свои знания и талант они могут проявить в игре под названием «Лига судебных поединков», которую разработал руководитель лицейского военно-патриотического клуба «Комбат» Станислав Анпилогов.
Старший специалист группы по взаимодействию со СМИ УМВД Мария Морщакина поделилась планами на новый учебный год:
– Привлечём специалистов, экспертов. Правовую профориентацию решили не ограничивать школой. Большой родительский форум, прошедший в библиотеке имени Бориса Ручьёва 2 июня, продемонстрировал, сколь высока заинтересованность взрослых в правовом ликбезе. Родители посмотрели видеоролики по профилактике преступности, которые создали лицеисты. Хотели бы расширить деятельность, привлечь сельские районы, проводить встречи в режиме онлайн. С начала нового учебного года в рамках родительского университета будем работать над формированием правовой грамотности у взрослого населения, пригласим специалистов в сфере подростковой психологии.
Правовая игра-викторина, словно лакмусовая бумажка, показала высокий уровень юридических знаний не только у лицеистов, ориентированных на изучение правоохранительной деятельности. Не ударили в грязь лицом и обычные школьники: они владеют нормами права, свободно ориентируются в юридических понятиях. Первый квест доказал, что цифровой формат игры, созданный воспитанниками и педагогами детского технопарка «Кванториум», органичен для поколения юных. Это как раз тот случай, когда востребован такой способ обучения как инфотейнмент. Симбиоз информации и игры способен научить, развлекая.