Каждый день информационные агентства страны сообщают об отравлениях. Жертвами суррогатного алкоголя стали тысячи людей. Уже в 15 субъектах Российской Федерации зафиксированы массовые случаи токсического гепатита, вызванного употреблением спиртосодержащих напитков. В некоторых регионах эта странная эпидемия началась еще два месяца назад. В Псковской области с конца сентября введено чрезвычайное положение. Там в больницы с диагнозом «токсический гепатит» попали 450 человек. 15 из них врачи не смогли спасти. В суррогате, которым отравились псковичи, эксперты нашли полигексаметилегуанидин гидрохлорид. Это вещество применяется для дезинфекции в медучреждениях и аптеках.
По словам медиков, само по себе почти не ядовитое и даже используемое как кожный антисептик, это вещество в реакции со спиртом образует целый ряд токсичных соединений, воздействующих на печень. Несколько жителей Челябинска отравились гидрохлоридом гуанидина. Этот спиртовый раствор используется для дезинфекции изделий медицинского назначения.
«В управлении внутренних дел Псковской области поясняют, – пишет газета «Известия», – что подпольщики, изготовляющие суррогат, таким образом избавились от налогов и проверок: ведь согласно законодательству любая продукция, где содержится это вещество, не должна облагаться налогами».
На грани введения режима чрезвычайной ситуации и Иркутская область, отмечает «Труд». Об этом заявлено в минувший четверг на заседании межведомственной комиссии по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при областной администрации. По словам заместителя начальника главного управления здравоохранения Андрея Купцевича, за медицинской помощью уже обратились 559 человек, на стационарном лечении с диагнозом «токсический гепатит» находятся 470 больных, 139 из них – в тяжелом состоянии. Умерло 19 человек.
Две недели назад челябинская мэрия ввела запрет на торговлю спиртосодержащими непищевыми жидкостями. Эти меры предприняты в связи с участившимися случаями отравления, нередко приводящими к летальному исходу. С начала сентября 741 челябинец отравился «напитками» «Кристалл-1» и «Можжевельник», 34 человека умерло, 634 находятся в больницах. В Магнитогорске за месяц скончалось от суррогатов 8 человек. 1140 южноуральцев поступили в медицинские учреждения с диагнозом «токсический гепатит».
– Мы держим ситуацию под контролем, – рассказывает заместитель начальника городского управления здравоохранения Дмитрий Коваленко. – Отравления от суррогатного зелья в Магнитке пока не носят характер эпидемии, как в других регионах.
Несмотря на жесткий запрет, некоторые предприниматели рискуют и торгуют нелегально. На прошлой неделе во время контрольной закупки на рынке «Универсальный» на Троицком тракте попалась «на крючок» торговая точка частного предпринимателя Никитина, торгующего бытовой химией. Работники милиции установили факт реализации жидкости «Роял-люкс» и «Трояр». В области это уже 74-е предприятие, закрытое правоохранительными органами. Все их владельцы лишены лицензий на право торговли и оштрафованы.
Депутат областного Законодательного собрания, экс-прокурор области Анатолий Брагин предлагает ужесточить правила торговли алкоголем и тем более пищевыми спиртосодержащими продуктами.
– Для строительства дома нужно два года собирать справки, а для того чтобы торговать алкоголем и техническим спиртом – препятствий нет! – говорит Анатолий Брагин. – У нас некоторые парфюмерные магазины перешли на круглосуточный режим работы, понятно, что за духами французскими туда ночью никто не ходит.
Специалисты убеждены: очередная российская беда стала следствием бездарных действий чиновников, спровоцировавших алкогольный кризис. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков пообещал в ближайшие дни поименно назвать всех виновников.
Однако, по мнению экспертов, они уже давно известны. Кризис начался с запрета молдавского и грузинского спиртного, который объявил главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Уже тогда прилавки стали пустеть, а цены расти. Последовавшие далее неудачи с введением электронных акцизов довели дело до логического завершения. Кризис, утверждают специалисты, приобрел уродливые формы. Сегодняшняя ситуация все больше напоминает печальные времена 1986 года, когда в стране фактически был введен сухой закон – в ход пошли, как и тогда, стеклоомыватели, очистители и прочие спиртосодержащие жидкости. Главный санитарный врач с упорством, достойным лучшего применения, относил к таковым в первую очередь грузинские и молдавские вина и коньяки.
Специалисты уверяют, что пик смертей от отравления спиртными напитками еще впереди – он придется на Новый год. А в феврале «винные» полки снова могут опустеть. Такой прогноз прозвучал в минувшую пятницу на всероссийском «круглом столе», посвященном проблемам алкогольного рынка.
Один из докладчиков, президент Союза виноградарей и виноделов России Валерий Логинов, озвучил главную причину «отравительной эпидемии»: «С 1 января 2006 года в технический спирт, не предназначенный для питья, стали вводить более жесткие добавки, чтобы из него перестали делать паленую водку. Это решение было проведено на законодательном уровне, и в прессе об этом писали. При более мягкой денатурации опасные для здоровья вещества в организме могли накапливаться годами, а теперь – при более жесткой – отрава срабатывает мгновенно. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда».
Три дня и три ночи дал премьер-министр Михаил Фрадков профильным ведомствам для того, чтобы исправить ситуацию на рынке алкогольной продукции. За дело взялись Минфин, Минсельхоз, Минэкономразвития, ФСБ и таможня. Возглавить «поиск концов» поручено вице-премьеру Александру Жукову.
Спикер Совета Федерации, теперь уже лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, выступил за полную государственную монополию на производство и оборот этилового спирта. По его словам, только так можно спасти «тысячи, если не десятки тысяч жизней». В верхней палате уже подготовлен соответствующий законопроект, однако, отметил он, «правительство не дает добро». В ряде регионов, особенно пострадавших от алкогольных суррогатов, всерьез обсуждается возможность введения сухого закона...