Выборы чем-то напоминают разгул стихии, ведь от них невозможно укрыться.
Даже до самого аполитичного избирателя, которому гражданская активность побоку, долетит об этом весточка. Если он не открывает газету и не включает телевизор, то по улицам, зажмурившись, наверняка не ходит. А там всякой агитации видимо-невидимо. Опять же незадолго до "дня икс" про выборы напомнят и где избирательный участок - подскажут.
Не бывает у организаторов важнее задачи, чем обеспечить явку. От того, высок ли ее процент, порой многое зависит. Классический пример - второй тур президентских выборов 1996 года, в который с практически равными шансами на победу вышли Ельцин и Зюганов. Дело было в разгар лета, и, чтоб удержать народ дома, ко дню голосования приурочили показ заключительных серий бразильского сериала. Желание узнать, чем закончились страдания южноамериканской Марианны, сослужило добрую службу. Дважды за день, в соответствии с главным слоганом той кампании, Россия выбрала сердцем и не пустила оппозицию к власти.
Столь драматичных президентских выборов с непредсказуемых исходов страна больше не знала, но, помнится, и в прошлом году, чтоб пробудить активность избирателей, пришлось постараться. Первоначальная дата почти совпала с празднованием Международного женского дня, когда россиянам было не до большой политики. Неделей раньше сохранить трезвомыслие оказалось намного проще. Выборы сдвинули на семь дней, благодарный народ откликнулся, итог всем известен.
До недавнего времени если что и вызывало интерес, то лишь перевес, с каким выиграет фаворит - "Единая Россия" и поддержанные ею кандидаты. Стабильная экономика, быть может, не всем приносила материальный достаток, но результат что надо - обеспечивала. Пока наверху верстали грандиозные планы, их поддержке ничего не угрожало. Стоило начаться экономическому кризису, спаду производства и росту безработицы, как пошли разговоры: а не изменятся ли пристрастия избирателей? С прошлой осени состоялось два раунда региональных выборов. В октябре неприятности еще казались чем-то далеким, и выборная кампания прошла, словно по инерции. Дальше был экономически провальный четвертый квартал и всегда непростое начало года, но расклад политических сил мало изменился и в марте.
Спору нет, выборы и кризис плохо сочетаются друг с другом, особенно в тех регионах, по которым он ударил больней всего. Душа избирателя - потемки, чего он себе думает - загадка. Казалось бы, очень кстати на осень текущего года выборы запланированы только в Марийской республике и Тульской области, хотя обычно голосующих регионов набирается с десяток. Когда лучше посещать участки - после сбора урожая или под весеннюю капель? И раньше-то на это вопрос не знали однозначного ответа, а теперь и подавно. В какое время года накроет нас вторая волна кризиса, которой пугают пессимисты, и заштормит ли вообще?
Велик соблазн пережить политическую стихию раньше экономической, потому в ряде регионов и заговорили о досрочных выборах. На будущий год обновлять парламенты собирались в восьми краях, областях и автономных округах, а также в столице России. Как раз Москва первой объявила о желании опередить время. Расчет простой: аккурат перед выборами горожане насобирают грибов-ягод, снимут урожай с садовых грядок, наделают солений-варений и в приподнятом настроении исполнят гражданский долг. За зиму же все запасы кончатся, с занятостью будет неизвестно что - до кандидатов ли тогда?
Слушаешь подобные доводы и лишний раз убеждаешься, насколько удивительна страна, где исход голосования зависит от урожая малины. Занятно, что сдали нервы, и захотелось поторопиться не в Кургане или Воронеже, а в Москве, которая при любых кризисах не бедствовала и не одними ягодами питалась. Столичный предвыборный финт невольно напомнил о том, что и Магнитка могла бы совершить нечто подобное. Нас, как известно, тоже ждет серьезная политическая кампания - меньше чем через восемь месяцев пройдут выборы градоначальника и депутатов городского Собрания. В том, что передвижки не предвидятся, - никаких сомнений: вероятность этого вслух нигде не проговаривалась.
Вообще, фокусы такого рода могут сыграть злую шутку. Спешка и желание чего-то выгадать открывают простор для фантазий: ага, переносят дату голосования - значит, не уверены в себе и думают, как бы обмишурить. Тут уж, сколько ни убеждай в чистоте помыслов - все равно двойное дно станут искать.
Застать конкурента врасплох - прием и в спортивных соревнованиях известный. Пока он опомнится, можно так далеко умчаться, что не догонишь. Только вот незадача: еще неизвестно, как к этому отнесется главная движущая сила - грибники да ягодники. На чьей стороне их симпатии?
Тем временем
Три четверти россиян удовлетворены жизнью, свидетельствуют данные опросов Центра стратегических исследований Росгосстраха. В последние месяцы ЦСИ провел несколько опросов жителей малых, средних и крупных городов России, в которых приняли участие свыше 44,8 тысячи человек.
В марте доля удовлетворенных составляла 68 процентов от взрослого населения страны. Это значение было минимальным за время кризиса, а с апреля уровень удовлетворенности начал расти. Руководитель ЦСИ Алексей Зубец объясняет перемену тем, что с апреля всем стало очевидно: коллапса экономики не произошло, а потери, вызванные кризисом, оказались незначительны. Согласно данным Росстата, в мае падение реальных доходов населения к маю прошлого года составило 1,3 процента.
Нынешний уровень удовлетворенности россиян своей жизнью соответствует росту ВВП в размере около 3-4 процентов в год. Однако повышение удовлетворенности своей жизнью - не слишком хорошая новость для тех, кто ожидает быстрого роста российской экономики после завершения кризиса, сообщает Финмаркет.