В последнее время все чаще говорят о государственной поддержке учреждений здравоохранения. Зачастую это не пустые слова. Действительно, в больницы стали поступать новое оборудование, медикаменты. Но есть лечебные учреждения, которым, как воздух, сегодня необходима помощь другого рода. И даже, может быть, не столько им, сколько тем, кто там лечится.
Одна из старейших больниц города – областная психоневрологическая больница № 5, известная магнитогорцам больше как городская, славится на всю Челябинскую область системой реабилитации больных, которая включает в себя, в первую очередь, трудотерапию. Ее швейным мастерским может позавидовать даже промышленное предприятие. Настолько здесь все ухожено и продумано до мелочей, да и оборудование, хоть и не новое, поддерживают в хорошем состоянии. Занимаются душевнобольные люди и ремонтно-строительными работами, починкой и обновлением мебели. Причем качество выполненных ими работ – на самом высоком уровне. В прежние годы в производственных мастерских одновременно проходили трудовую реабилитацию до трехсот человек, имеющих инвалидность нерабочей второй группы. Работа там кипела. Больные, в отличие от здоровых, в буквальном смысле приходили сюда как на праздник. Потому что для них трудиться – значило чувствовать себя полноценными людьми, способными сделать настоящую вещь и своими руками заработать копейку. Они шили матрацы, халаты, постельное белье и так называемый мягкий инвентарь для больниц города, а строительная группа занималась текущим ремонтом помещений.
И если у кого-то повернется язык сказать: «Какой прок с психбольных», смело скажем – очень даже большой. Эти люди, как никто другой, держатся за работу как за тоненькую ниточку, связывающую их с обычной жизнью. Именно работа помогает им стать полноценными членами общества и забыть о своем недуге. По словам Анны Коваль, заведующей дневным стационаром больницы, ее подопечные – самые исполнительные и скрупулезные работники. Они так сошьют вещь, что диву даешься – нисколько не хуже, чем на швейной фабрике. Мягкую мебель отреставрируют – не отличишь от новой. А на качество ремонтных работ не было ни одного нарекания от заказчиков. Это не шабашники какие-нибудь, которым лишь бы деньги содрать. Для подопечных психоневрологической больницы важен сам процесс. Для них главное – сделать красиво, чтобы радость и себе, и людям доставить. И что немаловажно: кто постоянно работает в мастерских, практически не попадает в стационар. Поистине работа – лучшее лекарство. Без работы они снова начинают болеть. К тому же таких больных, кроме как в больничные мастерские, никуда не примут: кому нужна лишняя головная боль?
К сожалению, с недавних пор ситуация изменилась. Если удастся загрузить работой в мастерских от силы тридцать человек, то и это хорошо. Не стало заказов – с одной стороны, а с другой – начали требовать от больницы лицензию на ведение работ. Но это же не коммерческое предприятие. Да и какая может быть лицензия у лечебного учреждения, в уставе которого черным по белому прописаны реабилитация и трудотерапия? И если кто-то думает, что на больных наживаются, то ошибаются. Прибыль идет на вознаграждение работавших, а оставшиеся деньги – на ремонт и обновление мебели в самой больнице.
Сотрудничать с психоневрологической больницей готовы многие лечебные учреждения города. Потому что знают – и работа будет выполнена качественно и в срок, и цены невысокие. Судите сами, к примеру, комплект постельного белья из бязи, сшитый в здешних мастерских, стоит 266 рублей, а бязевый халат – 110 рублей. Что называется, дешевле – только даром.
– Спасибо городской больнице № 3: они нас не бросают, подбрасывают заказы, – отмечает Анна Коваль. – Мы им мебель ремонтируем. В свое время нас очень хорошо поддержал родильный дом № 3: пошили им мягкий инвентарь.
Что касается ремонтных работ, то два года назад больница имела право участвовать в тендере на ремонты в школах города и даже выигрывала его. Были отремонтированы две школы без единого нарекания на качество.
Пока руководство больницы пытается пробить стену бюрократизма, больные смиренно ждут. И каждый день спрашивают у заведующей дневным стационаром: не появилась ли для них работа? Узнав, что и сегодня заказов нет, тихонько вздыхают и уходят...