ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ года и прошедших выборов – две эти темы стали основными в интервью, которое губернатор области Петр Сумин дал «Челябинскому рабочему».
– Петр Иванович, каково сейчас основное направление региональной политики?
– Сегодня область вступает в принципиально новый период, в новую эпоху – стоит задача перехода от эффективной экономики к новому качеству жизни человека.
– Иными словами, в настоящее время вектор региональной политики более, чем когда-либо, ориентирован на человека?
– Безусловно. Южноуральцы своим трудом создали эту принципиальную возможность – не выживать, а жить достойно. Только за десять месяцев текущего года доходы консолидированного бюджета выросли на 34 процента. Мы уже перешагнули бюджетную планку в 70 миллиардов рублей. Это позволило, к примеру, поддержать воспитателей детских садов и их помощников, выплачивать «подъемные» молодым специалистам-учителям и «тринадцатую зарплату» бюджетникам, поддерживать талантливую молодежь и обеспечивать защиту материнства и детства.
Еще одна принципиальная возможность, появившаяся в последние годы, – изменение демографической ситуации. Совершенно оправданно Президент России Владимир Владимирович Путин поставил ее во главу угла. Страна не может жить «на выбывание». Наша цель – переломить ситуацию и добиться перехода от естественной убыли населения к его росту, увеличить среднюю продолжительность жизни южноуральцев к 2010 году до 70 лет. По итогам девяти месяцев 2007 года в области родилось на восемь процентов больше младенцев, чем за аналогичный период прошлого года, естественная убыль населения снизилась почти на треть.
Наше общество стареет. А потому к человеку, вышедшему на пенсию, нужно иное отношение. В ноябре 2007 года мы первыми в стране пошли на беспрецедентный шаг – уравняли в правах и льготах людей, имеющих звание ветерана труда, и людей, проработавших 35 лет (женщины) и 40 лет (мужчины). Это почти 300 тысяч человек, которым с 1 января 2008 года будут предоставлены льготы ветеранов труда! Да, стоимость новых законодательных изменений значительна – один миллиард 550 миллионов рублей ежегодно. Но это лишь деньги, а жизнь человека и уважение к нему несоизмеримо дороже.
– Но деньги нужно заработать. А поскольку экономика составляет основу человеческого благополучия, каковы ее нынешний уровень и перспективы развития?
– Устойчивый экономический рост Челябинская область демонстрирует с 1999 года. Валовой региональный продукт за семь лет вырос в полтора раза. Рост объемов промышленного производства за десять месяцев 2007 года достиг 13,7 процента – вдвое выше среднероссийского показателя! Хотя это далеко не повод расслабляться.
Безусловно, основным направлением промышленной политики была и остается инвестиционная активность. До конца текущего года область по объему инвестиций выйдет на 100–110 миллиардов рублей – таких показателей мы не знали.
И проекты уникальные! Достаточно сказать, что только инвестиционная программа ММК в текущем году составляет 21 миллиард рублей. Комбинатом заключен контракт с зарубежными партнерами на комплексную поставку оборудования для строительства толстолистового стана «5000» – то, чего не удалось сделать Нижнему Тагилу и многим другим.
Идет серьезная диверсификация экономики. На четверть ежегодно возрастают объемы работ в строительстве и стройиндустрии. В этом году область выходит на 1,6 миллиона квадратных метров нового жилья, покорив пик советских времен. Наша промышленная область стала не только индустриальным, но и ведущим аграрным регионом России. В Уральском федеральном округе в 2006 году она оказалась первой по росту объемов сельскохозяйственного производства.
– Существуют различные способы формирования высшей региональной власти. Как вы оцениваете нынешний способ, когда губернатор выдвигается президентом и утверждается Законодательным собранием? Насколько он эффективен?
– Во-первых, современная процедура назначения губернаторов не имеет ничего общего с «произволом назначений» начала 1990 годов, когда мнение народа действительно не бралось в расчет. Законодательное собрание – представительный орган, а потому, быть или не быть той или иной кандидатуре, решают все те же голоса избирателей.
Во-вторых, изменилось само время. Страна находится на подъеме, причем колоссальном за все годы реформ. И нужно быть, как говорится, в одной упряжке, а не повторять старую крыловскую басню.
– В-третьих, усиление вертикали власти, где назначение губернаторов – один из ключевых факторов, не является самоцелью. Мы просто от деклараций перешли к делу и стали выстраивать отношения: между субъектами и федеральным центром, между самими субъектами. Вы же не станете винить дирижера в том, что он добивается слаженности звучания оркестра?
– Наконец, сегодняшний способ назначения губернаторов не является раз и навсегда данным. Придет время, изменятся социально-экономические обстоятельства, наступит новый виток развития – появятся и новые решения. Поэтому в 2005 году я вполне осознанно поставил вопрос о доверии перед президентом России.
– Петр Иванович, прошедшая избирательная кампания стала, по вашим словам, свидетельством политической зрелости нашего общества. В чем это заключается и каковы, на ваш взгляд, главные итоги выборов?
– Вокруг итогов выборов сегодня много споров. Такие масштабные события не проходят без сучка без задоринки. Остается серьезное противодействие планам России со стороны тех, кто не желает считаться с нашими национальными интересами. В оценках были и будут различные спекуляции – например, по поводу того же административного ресурса. Все это – лишь слова, попытка отказать людям в здравом выборе. В глубине, во внутреннем ощущении людей однозначно разведены по разные стороны «повороты» и «перевороты». Да, мы выходим на новый этап своего развития, на новый поворот в судьбе страны. Таков главный итог народного выбора, главный настрой будущей нашей общей работы.