«ПУСТЬ ОНИ ТАМ все сделают по-настоящему: предвыборная кампания, лозунги, компромат. Да, и слух какой-нибудь пустят…», – некто Эммануил Гедеоныч отправляет команду пиарщиков в одну из областей России.
Их задача – раскрутить за неделю простого массажиста как кандидата в губернаторы на выборах. Кто не узнал: комедия «День выборов». Смеемся, как обычно, над собой.
В фильме все очень правдиво. За неделю ребята один политический бренд создают, другой – разрушают. В ход идут «черные» технологии, направленные на подрыв репутации конкурента. Со времен конфликта Бориса Ельцина с Верховным Советом РФ вариантов «очернить» соперника перед выборами накоплено немало: кандидаты-однофамильцы, газеты-однодневки, ночные звонки, хождение внебрачных детей по квартирам за подаянием, расклейка красивых листовок оппонента несмывающимся клеем на лобовых стеклах автомобилей, обманутые акционеры и еще много всего. Сегодня весь арсенал «черного» пиара подробно расписан даже в вузовских учебниках. Казалось бы: применять на практике избитые технологии уже нелепо. Но вера избирателей в политические сплетни непоколебима. Недавно, например, сразу в нескольких областях на рекламных тумбах появились объявления: «Пусти агитатора в свой дом! СПС принял на работу агитаторами лиц, больных СПИДом...» В другом регионе за ночь ценники в магазинах приобрели «фирменный стиль» с надписью: «Цены «Единой России».
Вычислить, против кого направлена очередная «чернуха», легко. Нужно определить, чье имя наиболее часто упоминается в негативном свете. Судя по тому, что творится в Магнитке в последние месяцы, вывод один: у нас работает команда «грязных» политтехнологов. Причем работает по банальным схемам – тем, что приведены в учебниках для студентов.
Начнем с самого простого: анонимные листовки с компроматом. Компромат – король «черного PR». Порочащие сведения в листовке могут и не быть клеветой, но поданы в невыгодном для кандидата свете. В подъездах нашего города анонимок было достаточно, особенно с данными о доходах кандидатов в депутаты Госдумы. Вроде как неизвестный народный благодетель выводит политиков «на чистую воду». Но не все избиратели знают: перед выборами свой кошелек раскрыли все кандидаты, включая Путина. Сведения о банковских счетах, квартирах и машинах Центральный избирком обнародовал давно. И оказалось, что состоятельных людей хватает во всех партиях. Самый большой банковский счет, к слову, – у члена КПРФ Сергея Муравленко. Любопытно, что есть и откровенная «беднота»: ряд кандидатов от КПРФ и «Яблока» числятся «временно не работающими», живя на доходы от вкладов в размере 15 рублей. Но это цветочки. В списках кандидатов в депутаты доход аж 97 человек составил ноль рублей. Видимо, так потенциальные народные избранники показывают свою близость к народу.
Идем дальше. В фильме «День выборов» для подрыва репутации действующего губернатора пиарщики организуют шествие лилипутов под лозунгом: «Губернатор нас не замечает». В митинге работают актеры театра. Лилипуты – это, конечно, уже гротеск. Но липовые пикеты и демонстрации – второй по популярности прием «черных» политтехнологов. В Магнитке серия заказных митингов прокатилась возле торговых центров и на площади у «Белого дома». Только «протестовали» не актеры, а студенты и школьники. И платили им не в баксах, а по тарифу: двести рублей в час. Из учебника по PR-технологиям: «Агрессивно-послушное меньшинство (нанятые агитаторы) куда эффективнее агрессивно-послушного большинства (голосующей массы)». Насчет эффекта – верно. Чем громче орать на площади – тем больше пятен на имени того, против кого пикет заказан. В 2000 году Первый канал показал демонстрацию геев в поддержку Григория Явлинского. На этом предвыборное состязание закончилось. К Юрию Скуратову, экс-генпрокурору РФ, ключик тоже подобрали быстро: хватило одной демонстрации у «Националя» проституток с лозунгом «Защитим нашего клиента»: рейтинг «клиента» упал и больше уже не поднимался. Парадокс в том, что от подобных пикетов за версту разит подставой, но работает же!..
В книге С. Минаева «Media-sapiens: повесть о третьем сроке» талантливый политтехнолог Антон Дроздиков, пробуя новые PR-технологии, «вручную» создает дефолт. Запускает через Интернет и СМИ слух о банковском кризисе, подкрепляет его пикетами якобы обманутых вкладчиков/акционеров – и дефолт готов! Недовольство избирателей гарантировано. Это мы в Магнитке тоже прошли. Кто не помнит: 17 октября у нас чуть не случился «банковский кризис», рожденный искусно пущенным слухом о конвертах. Кстати, предположение о политическом муляже эксперты высказали сразу: уж слишком явно к «дефолту» было притянуто семнадцатое число. Страшный августовский дефолт 1998-го случился как раз семнадцатого.
Ближе к выборам «черные» схемы более агрессивны и прозрачны. Недавно подняла со ступенек в подъезде газету «Опора магнитогорцев». Нашла сразу букет «грязных» приемчиков. На первой полосе – явная эксплуатация детских образов вкупе с брендом президента Путина. В предвыборные дни, если заметили, спрос на детей и стариков вообще высок: две партии чуть не подрались за лозунг «Поддержи родителей». У Сергея Минаева в качестве «пушечного мяса» тоже выбран подросток, который в армии якобы лишился ноги. В «Опоре магнитогорцев» детских фотографий десятка два, но за ними – не сведения о благотворительной помощи или социальной программе, а фото торговых центров. Просто чудовищный цинизм.
Повернуть локальный конфликт двух бизнесменов с администрацией города в политическое русло – тоже классика «черного» жанра. Команда пиарщиков умело разыграла перед выборами тему «давления на малый бизнес». А затем вписала в этот эффективный «грязный» проект имя кандидата в депутаты от «Единой России». И дело сделано. Все, господа, ради выборов! И детские лица на первой полосе – это лишь слезная картинка для электората.
И, наконец, обратимся к виртуальной аудитории. Там, в Интернете, живет молодежь. Продвинутая часть электората. Методы политтехнологов тоже продвинутые. Как известно, в один день с выборами в Госдуму пройдут довыборы в Законодательное собрание области. На одном из местных сайтов «черная» кампания развернулась вокруг кандидата в депутатское кресло Сергея Евстигнеева. Прием лобовой: на сайте вывешена групповая фотография с изображением на фоне Кремля троих непопулярных в народе политиков – Гайдара, Чубайса и Зурабова. А среди них – Сергей Евстигнеев. Если здраво подумать: откуда в этой компании взяться магнитогорскому депутату городского Собрания? Но пользователь посмеялся и пошел дальше. А картинка в голове осталась.
…Рассказать, чем кончилось кино про массажиста, идущего в губернаторы? Победой массажиста. А чем закончилась книга Минаева? Политтехнолог Дроздиков «придумал» теракт и показал его по телевизору. Очень убедительно. «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее верят», – сказал Гитлер. «Черные» технологии работают, потому что наши глаза и уши открыты, а разум спит. Именно поэтому перед выборами так легко дестабилизировать ситуацию в стране и городе. Одно успокаивает: после второго декабря агрессивная пиар-атака сойдет на нет. Наверняка стихнет шум вокруг ларечников, бизнесменов и прочих обиженных. Они просто станут не нужны. Не будет заказных пикетов и анонимных листовок. Эммануил Гедеоныч хорошо заплатит пиарщикам и распустит команду до следующих выборов.