В ПОЛИТИКЕ нет места для сентиментальности.
Тем удивительнее были кадры с президентами Путиным и Бушем, которые неспешно разгуливали по пирсу и наблюдали за закатом солнца. Дальше был дружеский ужин в присутствии Кубанского казачьего хора и танцевального ансамбля. По свидетельствам очевидцев, лидеры двух сверхдержав не удержались и пустились в пляс. Растроганный Буш сфотографировался с артистами на память и пожал им руки. Так проходила неформальная часть визита, во время которой не только плясали. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс согласовывали итоговый текст документа за ужином и вели переписку на меню.
Встречу двух президентов в Сочи назвали исторической, потому что она была последней. Если Путин с Бушем и встретятся когда-либо, то как частные лица. Особенность момента диктовала неформальные высказывания. Джордж Буш назвал себя и Владимира Путина «старыми боевыми конями, которые готовятся покинуть свой пост», а также выказывал всяческое расположение к коллеге: «Я уважаю вас, вы сильный лидер, не боитесь точно высказать, чего хотите». Российский президент обошелся без зоологических сравнений, но также дал высокую оценку многолетнему диалогу и человеческим качествам Буша – честности и открытости, умению слушать и слышать собеседника. «Это дорогого стоит», – заметил Владимир Путин.
Взаимные реверансы на Черноморском побережье не очень-то вязались с тем, что происходило накануне. Россия вошла в клинч с Западом из-за вероятного вступления в НАТО Украины и Грузии. Для лидеров двух бывших советских республик подключение к военному блоку стало, казалось, делом всей жизни. «Я об этом не мог и мечтать», – говорил Михаил Саакашвили, счастливый уже потому, что забрезжила надежда. Украинского президента Виктора Ющенко отдаленная перспектива пустить в страну натовские войска не устраивала – хотелось как можно быстрее. Раздражение в связи с тем, что вступление отложено, он выместил на послах Украины в России и Германии, которых по возвращении с саммита НАТО немедленно уволил.
Германия вместе с Францией стала главным противником приближения НАТО к российским границам. Желание не раздражать Россию и учитывать ее позицию стало определяющим. Никак не повлияла настойчивость Буша, который, по выражению немецкого журнала «Шпигель», «бился в Бухаресте головой о стену, подобно упрямому ребенку».
Не мудрено впасть в ребячество, когда не за горами суд истории. Но и Владимир Путин, для которого это был последний зарубежный визит в нынешнем качестве, не мог уйти просто так. Неделя перед саммитом Россия–НАТО прошла в напряженном ожидании. Многие предполагали, что российский президент произнесет речь наподобие прошлогодней, мюнхенской. Масла в огонь подливал регламент заседаний, большинство из которых должны были проходить в закрытом режиме. Владимиру Путину выпало выступать как раз без публики, хотя украинского президента Виктора Ющенко, например, могли услышать все желающие. Российская сторона усматривала в этом подвох, и даже сам Путин на итоговой пресс-конференции обмолвился о «религиозном ужасе в ожидании моих речей». Выступление президента перед журналистами стало компенсацией за «тайную» речь на саммите. Когда пресса ждала министра иностранных дел Сергея Лаврова, а из-за кулис неспешной походкой вышел Владимир Путин, зал ахнул.
Однако российский лидер, что заметили многие наблюдатели, был настроен совсем не воинственно. Привычно прошелся по «ястребиным» планам НАТО, в которых и нужды-то особой нет, так как повторение «холодной войны» невозможно. «В этом никто не заинтересован, – заявил российский президент. – Но есть отдельные силы, которые хотели бы немного замутить воду и в этой мутной воде выловить какую-то рыбу». Тот факт, что неблагонадежные партнеры увязли в иле, выглядело пусть небольшой, но дипломатической победой.
Развивать ее предстоит уже избранному президенту Дмитрию Медведеву. Следующая попытка начать прием в НАТО Украины с Грузией намечена на декабрь этого года. Джордж Буш, полномочия которого истекают через девять месяцев, не стал откладывать знакомство с преемником Путина в долгий ящик. По морскому берегу с Дмитрием Медведевым не гулял, но один на один встретился. Будущий российский президент показался американскому «очень умным человеком, который говорит, что думает». «Он произвел на меня очень позитивное впечатление. Надеюсь, что мы будем хорошо работать», – расчувствовался Буш.
Не хотелось бы думать, что подобные эмоции вызваны скорым «дембельским аккордом».