В последнее время мне часто приходится отвечать на вопросы: «Что могут сделать магнитогорские депутаты Законодательного собрания области (ЗСО) для родной Магнитки?», «Так ли важны выборы в ЗСО для жителей города?»
Интерес к этой теме и обращения ко мне понятны: 25 декабря состоятся выборы в ЗСО, а с 1994 по 2001 год мне пришлось возглавлять основной его комитет – бюджетный, и я не понаслышке знаю о роли ЗСО и его влиянии на жизнь родного города.
Конечно, каждому из нас хочется, чтобы город эффективно развивался, коммунальные службы и транспорт были надежными и недорогими, образование и медицинская помощь – высокого качества и доступные всем, городские и внутриквартальные дороги освещены и отремонтированы, на улицах не было беспризорников и бандитов, а сами улицы и дворы были чистыми и зелеными. Словом, чтобы жизнь в Магнитке была дешевле, безопаснее и комфортнее. Однако для этого в первую очередь необходимо иметь достаточно средств в казне города. Можно предложить великолепные программы благоустройства жизни в Магнитке, к руководству городом можно привести управленцев высочайшего класса, способных эффективно и круглосуточно работать. Но без денег благие пожелания реализовать не удастся.
Магнитогорцы резонно спрашивают: «Как может не хватать денег в бюджете города?» Ведь за последние пять лет только ММК увеличил налоговые платежи в несколько раз, доведя их почти до 15 миллиардов рублей в год. Кроме него, налоги платят и другие предприятия, средний и мелкий бизнес, практически каждый житель города: подоходный, имущественный, земельный налоги, оплата товаров и услуг, в стоимости которых содержатся налоговые составляющие…» К сожалению, денег сегодня катастрофически не хватает. Во всяком случае, их наличие в городском бюджете явно не соответствует тяжелой и самоотверженной работе магнитогорцев.
Дело в том, что закон определяет платежи налогоплательщиков следующим образом. Платежи в Москву: федеральный бюджет, в основном, состоит из налога на добавленную стоимость, незначительной части налога на прибыль и подоходного налога. Забрать деньги, поступившие в Москву, обратно в Магнитогорск практически невозможно. В 2003 году серьезными усилиями депутата Госдумы Павла Крашенинникова и председателя городского Собрания депутатов Михаила Сафронова удалось вернуть лишь 40 миллионов рублей на частичное финансирование онкологического центра и реконструкцию Центрального стадиона.
Платежи в Челябинск – областной бюджет – состоят из значительной части налога на прибыль и подоходного налога. Областная власть – губернатор и депутаты ЗСО, ежегодно принимая областной бюджет, определяют, какую часть налогов оставить области, а какую вернуть городу. К примеру, в нынешнем году решено по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет области, оставить области 97,14 процента, а в Магнитку вернуть лишь 2,86 процента; по подоходному налогу, соответственно, – 70 и 30 процентов.
Магнитогорский бюджет состоит из земельного налога, налога на имущество физических лиц, вмененного дохода. Величина поступлений мизерная и практически не зависит от работы магнитогорцев на предприятиях. Парадокс: можно работать в разы лучше, но денег в городской казне больше не станет, так как главным рычагом возвращения магнитогорских же денег в Магнитку являются действия областной власти.
Чтобы лучше понять суть, сравним финансовые ресурсы области и Магнитки в период с 2000 по 2005 год. Сравнение ведется с 2000 года, так как с 2001 года в Магнитогорске и области начала работать власть нового созыва.
Каковы выводы? Начиная с 2001 года, времени прихода в ЗСО новых депутатов от Магнитки: Виктора Аникушина, Дмитрия Жукова, Бориса Никифорова, бюджет города был постоянно ниже уровня, достигнутого в 2000 г. Только в 2004 году, благодаря огромным усилиям депутатов Виктора Рашникова и Андрея Морозова удалось несколько превысить бюджет 2000 года. Но за это же время, за счет отличной работы ММК, бюджет области вырос в несколько раз. Таким образом «ручьи» магнитогорских отчислений превратились в «реку», орошающую областной центр и территории области.
Путем вычислений можно утверждать, что за период 2001 – 2004 годах город недополучил в свой бюджет минимум 2,2 и максимум 9 млрд. рублей в ценах 2004 года. Чтобы получить 2,2 млрд рублей дополнительно, надо было всего лишь поддерживать бюджет на уровне 2000 года. Чтобы получить 9 млрд., необходимо было сохранить долю бюджета города относительно бюджета области в 2000 году. Ясно, что второй вариант практически невыполним. В осуществлении же первого варианта сложностей не вижу. На мой взгляд, за период 2001–2004 годы Магнитогорск реально потерял около 3,5 млрд. рублей. Что это значит? Лишь несколько примеров.
Городская власть могла бы построить на эти деньги 350 тысяч квадратных метров жилья, полностью решив жилищную проблему бюджетной сферы города. Жилье получили бы все жители ветхих и аварийных домов, нуждающиеся учителя и врачи. Используя получение жилья в качестве льготы, в город можно было привлечь множество специалистов, учителей, врачей, работников культуры. Основная масса вложенных в жилье денег в виде зарплаты строителям и смежникам, металлургам, оплаты за стройматериалы и услуги остались бы в Магнитке, продолжая работать на повышение жизненного уровня горожан. Деньги могли пойти на повышение зарплаты бюджетникам или повышение пенсий: ведь о нищенском их существовании спорить не приходится. В результате каждому бюджетнику можно было бы заплатить единовременно около 200 тысяч рублей, либо каждому пенсионеру выплатить дополнительно около 35 тысяч рублей. Есть и другие варианты эффективного использования дополнительных доходов. Хочется, чтобы магнитогорцы вникли в суть проблемы и глубоко осознали:
город будет успешно развиваться, если в его бюджете будет достаточно денег;
дополнительные деньги реально получить только от областной власти – губернатора и ЗСО;
учитывая, что с нынешнего года выборы губернатора прекращены, работа по привлечению дополнительных денег может идти в правовом поле только через ЗСО, постоянной и кропотливой работой депутатов от города.
Именно поэтому, при избрании депутатов в ЗСО из множества достойных кандидатов разумно отдать предпочтение тем, кто отлично знает тонкости бюджетного процесса, способен скрупулезно и постоянно отслеживать денежные перемещения и корректировать их в пользу Магнитки, лично знает основных фигурантов политико-экономической элиты области, включая сегодняшнего, а в перспективе и будущего губернатора, не боится в крайнем случае жестко, на грани фола, отстаивать интересы города.
В заключение хотелось бы выразить уверенность, что жители города серьезно и ответственно подойдут к выборам в ЗСО, отдав голоса людям, умеющим работать в пользу Магнитки.