КОРРУПЦИОНЕР – предатель общества. Именно так следует расценивать взяточника, наделенного властью.
Уродливые «способности» мздоимца с одной стороны – шкурное решение проблем взяткодателя, с другой – продажность государственных интересов.
Все мы грешны, но пора и покаяться: признать первопричину многих экономических и социальных проблем – взяточничество на всех уровнях нашей жизни. Парадоксально, но факт: по статистике 56,4 процента россиян считают, что с коррупцией нужно бороться, остальные полагают иначе – от нормы аномального явления до сомнения в эффективности противостояния любителям дармовой кормушки. К взяточникам среднего и низшего звеньев люди относятся, как правило, с пониманием: мол, всем надо жить. Здесь статистика не врет – обычно мы склонны клеймить чиновника-казнокрада, но снисходительно терпеть лихоимство автоинспектора, тем более, сочувствовать «дающему на лапу». А на деле, «слабость» к незаконному денежному эквиваленту любой услуги, будь то главы города, рядового гаишника или просителя, сути не меняет: ущерб психологии наших с вами отношений – с моральной стороны. С практической – потенциальное пособничество в «случайной» аварии одного, в «нечаянной» халтуре строительного объекта – другого и льстиво-мерзкое отношение к обоим – третьих. Результат один: неверие к власти и недоверие к окружающим. Ибо кто разберет дающего и берущего – они на одно лицо.
Понятно, эти утверждения – не открытие. Открытие то, что коррупционер – не иносказательное явление. Взаимовыгодный расчет нечистоплотных сторон носит далеко не личностный характер и касается каждого соотечественника. Признаки слабости государства, разброд и шатание в политике – теперь в прошлом. А сейчас – угроза национальной безопасности от повсеместного взаимозачета частных услуг в обход общепринятых правил.
Власть выходит на тропу противостояния коррупции. По инициативе президента задействованы механизмы государственной машины: посадить или отлучить от кормушки чиновников? Заниматься профилактикой или принимать репрессивные меры? Привлечь общественные организации или «справиться» своими силами? То есть определиться с правилом «золотой середины». Короче, не сток прочистить, а систему заменить. Главный критерий борьбы – должностная порядочность, норма неотвратимости наказания за преступление. В общем, как сказал Дмитрий Медведев: одолеть правовой нигилизм. То есть пересмотреть ментально-психологические «формулы» типа «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло».
Если быть реалистом, то следует помнить, что такая идиллия возможна только в том случае, когда у взяточника и взяткодателя будет земля гореть под ногами от всеобщего осуждения и неприязни. Вот это будет общественная мораль, регулируемая государством.