В центре разговора стоял вопрос о выборе управляющих компаний – именно то, что сегодня больше всего волнует горожан, поставленных властью в тупиковую ситуацию: «что-то» нужно выбирать, а из чего, по каким критериям и что это даст – неясно. Хорошо, хоть сроки отодвинули, можно будет действовать не так скоропалительно.
Отвечая журналистам, Константин Щепеткин начал с довольно оптимистического заявления, что в нашем городе существуют возможности для создания действенных управляющих компаний, то есть таких, которые в условиях конкуренции начнут за меньшие деньги выводить наше коммунальное хозяйство на более приличный уровень. И уже несколько таких компаний создано – как частных, так и муниципальных. Затем началась если не «заупокойная месса» по поводу идущих реформ, то, во всяком случае, картина стала прорисовываться далеко не в розовых тонах.
Имея более чем двадцатилетний опыт работы на многих участках коммунального хозяйства, Константин Щепеткин откровенно заявил и подтвердил наглядными примерами, что мы не готовы к провозглашенным реформам коммунальной сферы. Никто не знает, что такое реформа ЖКХ, в том числе и наш авторитетный собеседник. Людям попросту заморочили головы. А все началось с 90-х годов, с неуклюже проведенной приватизации, в результате которой появились собственники с разным уровнем доходов и возможностей, в том числе и такие, которые не в состоянии содержать «на равных» общую часть собственности. А жилой фонд нередко находится в таком состоянии, что на поддержание его в сносном хотя бы виде необходимы большие затраты, которыми многие просто не располагают. И, по мнению Константина Щепеткина, государство должно серьезно потратиться на приведение жилого фонда и инженерной инфраструктуры в нормальное состояние, а не перекладывать это на кошельки появившихся собственников. Но государство вряд ли на это пойдет. Хотя и в «социалистические» времена, когда квартплата, казалось бы, была «копеечной», на содержание и будущие капитальные ремонты домов с жильцов деньги взимали – по 17 копеек с квадратного метра ежемесячно. Пусть этого было и недостаточно, но и то, что предназначалось для этих целей, расходовали не по назначению. Не произойдет ли это и сейчас, когда бразды правления перейдут к управляющим компаниям? Ведь наобещать людям, чтобы тебя «выбрали», можно золотые горы. А потом либо не сделать, либо даже собрать деньги – и поминай как звали. Глава города, администрация, в лучшем случае, могут «присмотреть» за муниципальными управляющими компаниями. А как быть с «частниками»?
Пока в городе определились с выбором управляющих компаний примерно 15 процентов населения многоэтажного жилого сектора. Да и то это либо уже существующие некоторое время УК вроде «Ключа», который и строил свои дома, либо подсуетившиеся «муниципалы», сумевшие своей относительно стабильной работой снискать доверие населения. А в большей своей части население не готово к выбору управляющих компаний. Виновных в этом искать не стоит: инертность людей – это наш родной менталитет, вырабатывавшийся десятилетиями. К тому же на «раздумья» отпущены очень короткие сроки, за которые доходчиво и не объяснить, что к чему. Плюс довольно сложная, запутанная процедура самого процесса. Самое простое – заочная форма голосования, когда наделенные полномочиями «общественники» ходят по квартирам и упрощенно выполняют свою миссию: «Если доверяете по-прежнему своему домоуправлению, распишитесь вот тут-то…» А это – явная профанация.
Конкурентной среды среди управляющих компаний в Магнитогорске нет. В лучшем случае, предприниматели, решившие поучаствовать в этом довольно выгодном бизнесе, предъявляют единственный «козырь» – более низкую ставку в квартплате за содержание жилья (его совместной собственности) и придомовой территории, что чаще всего неоправданно, и впоследствии, когда за управляющую компанию проголосуют, ей придется возвращаться либо к прежним платежам, либо даже увеличивать их, чтобы обеспечить качественное содержание и ремонт. В противном случае «скупой» бюджет приведет к снижению уровня обслуживания, к запустению и разрухе в общем «хозяйстве».
Тем не менее в городе готовят положения для проведения конкурсов на обслуживание коммунального хозяйства. Появились вроде бы и частники, готовые вкладывать инвестиции, к примеру, в переработку мусора, заниматься ремонтом кровли, обслуживанием лифтов, другими работами. Но эти зачатки предпринимательства на ниве ЖКХ – далеко не реформа, которую население воспринимает лишь как постоянное повышение платы за жилье и коммунальные услуги. И, к сожалению, в российских городах, где побывали наши коммунальщики в поисках опыта, ничего положительного им почерпнуть не удалось.
«Час вопросов и ответов» с «главным коммунальщиком города» привел к довольно грустному выводу: ни население, ни работники коммунального хозяйства, в том числе и его руководящее звено, не готовы к кардинальным и эффективным преобразованиям. В том числе и связанным с передачей жилого сектора коммунального хозяйства в руки управляющих компаний. Нет, кое-что из наследия одного из основоположников теории и практики «всеобщего счастья» вспоминать полезно: главная-то «закавыка», по-видимому, в том, что массы никак не могут ( не хотят?) овладеть навязываемыми им реформаторскими идеями, поскольку люди традиционно относятся ко всем переменам, идущими «сверху», с большим подозрением. Особенно, когда они касаются их кровных интересов.