На фоне оживления российской экономики, казалось бы, некорректно возвращаться к разговору о безработице, которая, судя по статистике, снижается.
Меж тем эксперты советуют не расслабляться, предсказывая, что в нынешнем году число безработных в стране превысит два миллиона двести тысяч человек. Значит, популярным госучреждением в ближайшие годы по-прежнему останется центр по труду и занятости населения.
Обратиться к теме безработицы в Магнитогорске необходимо еще и потому, что статья "Лодыри со стажем" ("ММ") вызвала немало читательских откликов. Народ со знанием дела указывает на неэффективные меры противодействия безработице в общероссийских масштабах, критикует городской центр занятости.
"Шкура безработного не так уж легка, - пишет респондент "Старик" (starik), - к тому же статус этот надо еще получить. Собрать справки - это первый шаг, второй - отсидеть два-три часа в очереди к инспектору, третий - получив направление, постараться выяснить: куда тебя послали на самом деле и "не вляпаться" в очередной обман. В городе сейчас процветает замечательная система: работодатель набирает народ из деревень, платит им копейки, ссылаясь на кризис. Но график делает очень удобный: или вахта, или "два на два". Они и рады: отработали свое - и домой, к подсобному хозяйству. Часть из них постепенно теряет допуск на предприятия (по известной причине), на смену приезжают новые. Когда кончатся людские ресурсы из села, начнут брать китайцев. Такому работодателю невыгодно брать специалиста, лучше сменить десяток каменщиков, а футеровщику невыгодно работать там, где зарплата зависит от выработки всего участка. Чем мотивировать отказ? Вот и пишет директор на "бегунке" - сам безработный отказался. Или, например, посылает инспектор на производство, которое находится "за мельзаводом, час ходьбы". Иду туда и нахожу: у них нет своего транспорта, а мне добираться с 12 участка".
"И обещанная зарплата завышена работодателем на шесть-семь тысяч рублей, и своим работникам не выплатил еще за август, - вторит ему "pan Ama". - Что напишет директор? Верно: "сам отказался". Два "отказа" означают, что я не получу статус безработного, а буду числиться как "ищущий работу". У меня есть два варианта: искать работу самому или, учтя предыдущий опыт, попробовать через неделю все сначала. Прийти к инспектору необходимо несколько раз - все в очереди, посетить еще не менее пяти фирм, в которых вакансий уже нет, или они "рассмотрят мою кандидатуру в течение пяти дней", но не откликнутся и через месяц".
В большей степени критика касается работодателей. Вернее, их недобросовестности: для кого - кризис, для кого - мать родная. Так почему бы не воспользоваться безвыходной ситуацией и не получить классного специалиста за копейки? Для стяжателя-собственника совесть, или ,по-научному, принцип социальной ответственности бизнеса, значит не больше, чем сказка о вселенском благоденствии.
- Если работодателя без толку призывать к совести, то можно ли власть употребить? Допустим, создать черный список и впредь не принимать от него заявок, - обратилась я к директору центра занятости населения Вячеславу Владимировичу ТАРКИНУ.
- Наш специалист собирает на предприятиях заявки о наличии вакантных мест. Мы не можем отказать работодателю в приеме заявки, даже имея нарекания в его адрес. И наказать не можем. Другое дело, законность обоснования отказа. Например, "не подходит по возрасту". Обычно отказывают людям старше 40 лет и незамужним женщинам. Это уже поле деятельности для прокуратуры - в подобной мотивации явно усматривается дискриминация по возрастному и половому признаку.
- Есть организации, в которых принимают на службу только тех женщин, которые имеют двоих детей.
- Я понимаю работодателей: в перспективе - это бесконечные больничные. Но, например, в нашем коллективе пятеро в декретном отпуске и двое готовятся стать мамами. Однако мы принимаем и незамужних, и пока бездетных. К чему придет наше общество, если станем отпихивать молодых?
- Респонденты сайта сетуют на очереди в центре занятости.
- По регламенту на прием одного гражданина отводится 45 минут. В центре 21 инспектор, и, чтобы успеть принять всех, они должны работать сутками. Чтобы сократить очереди, никакого регламента не придерживаемся. Принимать людей вынуждены не только инспекторы, но и все сотрудники центра: экономист, психолог, завхоз, кадровик, бухгалтер. Спасибо руководству города, вице-президенту ООО "Управляющая компания ММК" по персоналу и социальным программам Александру Леонидовичу Маструеву, заместителю директора ОАО "ММК-МЕТИЗ" по персоналу Вере Анатольевне Долженковой, которые присылали нам помощников. В июле открыли три филиала центра: на Ленинградской, 17, Суворова, 12/3 - в здании Правобережной администрации, Маяковского, 19/3 - в здании администрации Орджоникидзевского района. Граждане могут обращаться в пункты, которые ближе к дому. Филиалы тоже загружены, но не так, как центр на улице Советской.
- Пользуясь анонимностью, респонденты сайта порой переходят на личности, цитирую: "Таркин, поди, не за четыре тысячи на работу ходит"…
- Не приемлю анонимщиков. Привык говорить, глядя в глаза, и по конкретным фактам. У меня два высших образования, степень кандидата наук. Моя зарплата 25 тысяч рублей и ответственность за безработных города. Меня могут оштрафовать за неправильное проведение тендеров, за несоблюдение правил противопожарной безопасности… Трудовую биографию начинал в хоровой капелле: работал дворником, уборщиком и одновременно учился. В те годы медали так просто не давали, а меня за работу в строительном отряде наградили медалью "За трудовую доблесть". В Бредах за пять лет не один коровник моими руками построен. После института работал на комбинате. Было время, и вагоны разгружал. Считаю, любой труд почетен…
На сайте народ защищает "лодырей со стажем", обвиняя автора статьи в пафосности. Может, на воре шапка горит, а, может, "профессиональных" безработных действительно единицы? "Далеко не единицы", - заверил Вячеслав Владимирович и привел яркий пример злостной иждивенки - Надежды Викторовны. Выдали ей направления на вакантные должности: продавца, кладовщика и общественные работы. Учтя возраст, 52 года, на мороз не послали, предложив работу уборщика служебных помещений.
Кладовщиком Надежду не взяли - не знает компьютерной программы "Торговля и склад". От работы продавца она отказалась, заявив, что не намерена добираться до магазина битых два часа - речь шла о "Купце". Капризной безработной предложили пройти обучение, освоить необходимую для кладовщика компьютерную программу. Опять не угодили: ссылаясь на возраст, заявила, что учебу не потянет. От общественных работ отказалась: остеохондроз-де замучил. Инспекторы посоветовали обратиться во ВТЭК, определить степень ограничений по труду, и с медицинскими документами вновь прийти в службу занятости. Обозлившись, Надежда Викторовна так грохнула дверью, что едва с петель не сорвала.
В центре работают профессионалы, которых трудно обмануть. Ведущий инспектор отдела профориентации и профессионального переобучения психолог Наталья Михайловна Чудаева определила позицию Надежды как иждивенческую. В документах значится, что дама четыре раза обращалась в центр занятости. Ее трудовая деятельность - забег "на короткие дистанции": поработает четыре-пять месяцев и снова в рядах безработных. В центре знают: Надежда стоит за прилавком у частного предпринимателя, но документально не оформлена. В службу занятости обращается, зная, что время нахождения в статусе безработной входит в трудовой стаж. Ее пригласили на комиссию, но она не явилась, поэтому дело решили передать в ОБЭП.
Кто же получает статус безработного? Директор центра, перебирая дела, открывает одну из папок: работу бухгалтера ищет выпускница училища. Диплом получила в 2009 году. Стаж нулевой. Центр выдал девушке направление на работу, но, вероятно, не возьмут - квалификация низкая.
Центр не вправе отказать в постановке на учет вчерашним выпускникам. В списках безработных числится инженер-конструктор с дипломом МГТУ, специальность: "промышленное и гражданское строительство". Молодой человек работал плотником, мастером строительно-монтажных работ. Пока центр не может найти ему работу в соответствии с квалификацией. На предыдущем месте инженер получал 20 тысяч рублей. В течение года его ежемесячное пособие по безработице составит 5600 рублей.
Людей с иждивенческой позицией приглашают на комиссию, которая состоит из руководителей отделов центра занятости. В конце года "на ковер" вызвали пятерых. Пришла лишь одна молодая женщина, назовем ее Светланой. Имеет вузовский диплом маркетолога. Центр направил Светлану в ЖРЭУ, но работа, по ее словам, "неподходящая". От переобучения отказалась. Сама искать работу не захотела. На должность специалиста по маркетингу ее не взяли - нет опыта. "Нет и года, как я окончила учебу, и имею право искать работу по специальности", - заявила она членам комиссии. Вячеслав Таркин, попросив назвать товары эластичного спроса, выявил истинную квалификацию новоиспеченного менеджера: ответ был двоечным. Центр нашел для Светланы еще одну вакансию: менеджер по торговле, но она до сих пор туда не наведалась. "Сегодня я с ребенком сидела", - оправдывается женщина. Психолог Наталья Чудаева резюмирует: у Светланы отсутствует мотивация к труду.
- Почему бы ей на законных основаниях не сидеть дома, получая пособие по уходу за ребенком? - обратилась я к членам комиссии после того, как Светлана вышла из зала. Оказывается, слишком мизерная выплата: 977 рублей. В службе занятости догадываются об истинной причине безапелляционных отказов: сестра Светланы работает в службе занятости в ближайшем от Магнитогорска городке, она и консультирует безработную родственницу. Комиссия огласила Светлане решение: в постановке на учет в качестве безработной ей отказано…
В конце января в службе занятости на учете состояло 3839 человек, вакантных мест - 495.