Свершилось. Нет больше главной загадки политического сезона: состоится ли объединение «Родины», партии жизни и партии пенсионеров? Четыре съезда в один день – и трех политических сил как не бывало. Нет трех, а есть одна, имя которой – «Справедливая Россия». Она же – пресловутая «вторая нога», на которую, по планам политтехнологов, должна опираться наша политическая система. Роль «первой ноги», как нетрудно догадаться, давно и успешно исполняет «Единая Россия». Чтоб избиратель не забывал, откуда берет начало справедливость российская, к основному названию новой партии прибавили три слова от старых – «Родина. Пенсионеры. Жизнь».
Такой порядок не случаен. «Родину» соратники по коалиции, очевидно, поставили вперед потому, что эта партия единственная из всех представлена в Думе. В этом – ее формальное преимущество перед союзниками, правда, не более чем на год, до следующих выборов. По праву парламентской «Родина» стала основой для объединения. Именно «родинцы» реорганизовались в «Справедливую Россию» и автоматически вошли в ее состав. Бывшие партии пенсионеров и жизни стали общественными объединениями и в таком виде вольются в состав коалиции. Каждая из политических сил получила свои «призовые». Чтоб укомплектовать центральный совет «справедливых», членство в партии оформили 118 бывшим «пенсионерам» и «жизнелюбам». Лидером «Справедливой России» избрали спикера Совета Федерации и бывшего председателя партии жизни Сергея Миронова. Игорю Зотову (партия пенсионеров) досталась должность секретаря центрального совета, Александр Бабаков («Родина») занял кресло секретаря президиума.
Предполагается, что подобные триумвираты будут созданы и в регионах. Но тут, как показывает практика, не все гладко. Худо-бедно раздали первые портфели в 71 субъекте Федерации: 29 достались «родинцам», по 21 – бывшим руководителям региональных отделений партий жизни и пенсионеров. Не определились с «рулевыми» в четырнадцати парторганизациях, в том числе в Челябинской и Свердловской областях. Уральцам и впрямь далеко до миролюбия. Челябинское региональное отделение партии жизни накануне объединительного съезда возглавил Евгений Рогоза, но нашлись те, кто это решение не признал, и теперь обе противоборствующие стороны считают оппонентов самозванцами. У южноуральских «пенсионеров» подобные раздоры давно позади, но ропот по поводу утраты суверенитета то и дело слышится, о чем, благодаря сюжету на НТВ, узнала вся страна.
Недавний лидер регионального отделения партии «Родина» Вадим Воробей повел себя агрессивно, дав понять, что Рогозе в новой партии не место. Когда «руководящее» кресло пустует, а взобраться на него хочется, поневоле захочешь утопить ближнего своего. Неясно пока, чем закончится объединительный процесс и в Магнитогорске. Представителей партии жизни в городе можно пересчитать по пальцам. «Родина», ведомая Геннадием Грабаревым, явно уступает по численности партячейке «пенсионеров», которую возглавляет заместитель председателя городского Собрания Вячеслав Евстигнеев. А репутацию главный «родинец» Грабарев давно «подмочил», так что на него, как на лидера объединенной партии, вряд ли кто поставит. Вчерашний звонок председателю отделения партии пенсионеров вопрос о власти не прояснил. По словам делегата объединительного съезда Вячеслава Евстигнеева, трудно ожидать каких-то новостей, пока не решится вопрос с лидером «Справедливой России» в области. От нашего региона в состав центрального совета новой партии вошел один только Владимир Дубровский, лидер южноуральских «пенсионеров», но не факт, что рулевым поставят его.
Туману вокруг «новых левых» пока с излишком. Собственно, когда партии три дня от роду и дел за ней пока никаких – приходится полагаться на слова. Обладатель новенького партбилета № 1 Сергей Миронов назвал день создания «второй ноги» историческим и пообещал, что «Справедливая Россия» станет партией большинства, а не партией власти. Намекал спикер Совета Федерации, разумеется, на «Единую Россию», но к главным конкурентам отнес КПРФ. Политику президента «Справедливая Россия», по словам Миронова, будет поддерживать даже после 2008 года и «никому не позволит с него свернуть». Судя по высказываниям триумвирата руководителей – Сергея Миронова, Игоря Зотова и Александра Бабакова – пройти в Думу через год «справедливым» ничего не стоит. Может, оно и так, но позициям «Единой России» пока явно ничего не угрожает. Победа кандидата от партии жизни Виктора Тархова над «единороссом» Георгием Лиманским на выборах мэра Самары выглядит как исключение. На прошедших 8 октября региональных выборах «Единая Россия» побеждала повсеместно и конкурировала, в основном, сама с собой. Даже в Астраханской области и Карелии, где она набирала минимальные 38 процентов, призеры набирали вдвое меньше голосов. Там, где результат «ЕР» превысил 50 процентов, отрыв от конкурентов еще больше.
Партия пенсионеров заявлялась в шести регионах и прошла везде, из семи попыток попасть в Законодательные собрания у партии жизни удачными оказались четыре, у «Родины» – лишь одна. Если бы все они действовали заодно, вряд ли голоса за каждую из трех партий упали бы в одну копилку. Если бы это все же произошло, нынешней «Справедливой России» хватило бы суммарного результата лишь для второго места. Правда, КПРФ – главного своего конкурента – новая коалиция теснила бы в большинстве регионов. Голосование «по-старому» позиции коммунистов не пошатнуло. Как и «Единая Россия», они сделали девять заявок на участие в выборах, и ставка сыграла в восьми случаях.
Исключение составила Республика Тыва, где по итогам голосования сложилась почти идеальная картина. Местный парламент оказался двухпартийным: семипроцентный барьер преодолели «Единая Россия», получившая более 45 процентов, и партия жизни, результат которой – более 33 процентов. Помощь будущих соратников «жизнелюбам» Тывы даже не потребовалась. Локальные успехи «Справедливой России» – не повод надуваться от осознания собственной важности. Стать, подобно «Единой России», партией реальных дел, «новым левым» еще предстоит. Добьются этого – можно будет говорить о том, что в России появилась по-настоящему оппозиционная сила. Предстоящий предвыборный год расставит все по местам.