В ЧЕЛЯБИНСКЕ председатель Совета Федерации Сергей Миронов был вездесущ.
Посетил два завода – кузнечно-прессовый и трубопрокатный, пообщался с ветеранами, бизнесменами, преподавателями и курсантами автомобильного училища. Не забыл о соратниках по партии «Справедливая Россия» и стал очевидцем того, как известный силач Эльбрус Нигматуллин протащил восьмитонный грузовик.
С первыми лицами области Сергей Миронов переговорил накануне, сразу после прилета, но утро все же начал с коридоров власти. В здании Законодательного собрания мог никого, кроме руководства, не встретить. Но депутаты ради высокопоставленного коллеги «забыли» про объявленные каникулы и вернулись в зал заседаний, который вроде бы уже покинули до осени.
Тронутый вниманием спикер сделал по этому поводу реверанс и дал понять, что осознает, куда приехал. Геолог по первой специальности, он, оказывается, и в химии знает толк. Председатель Совета Федерации обстоятельно, с употреблением терминов рассказывал о том, как можно очистить зараженную воду, что скопилась вблизи производственного объединения «Маяк».
– Все, что есть в воде, выпадает в осадок, – расписывал Миронов разработки столичного МИФИ, но признал, что полученные данные еще предстоит проверить.
«Купание в мутной воде» на этом не закончилось. По мнению Миронова, от охотников половить в ней рыбу – нет отбоя. Вот и борется с властью председатель Совета Федерации, как будто сам в нее не входит.
– У нас нет плановости и стратегии в разработке законов, – негодовал Сергей Миронов. – По Конституции правительство на четвертом месте как субъект законодательной инициативы, но больше половины всех законов разработано там. Выходит, сами пишут законы, сами проводят через Федеральное собрание и сами исполняют. А качество их какое? Только вступил закон в силу, а в парламенте уже лежит пакет поправок к нему.
Разумеется, досталось от Миронова и политическим оппонентам, и министрам экономического блока, и Михаилу Зурабову, который «не лечит людей, а распределяет деньги». Его ведомство Сергей Миронов пожелал разделить натрое и отдельно создать министерство по делам ветеранов.
Когда депутаты сообщили спикеру, что аппарат верхней палаты тоже грешен и на официальные запросы отвечает отписками, – Сергей Миронов возмутился:
– Если это подтвердится, накажем...
Тут оживился бывший «эсер» Вадим Воробей и взорвал информационную бомбу. По его словам, помощники Миронова по «Справедливой России» торгуют партийными должностями.
– Такого явления в «Справедливой России» нет, и никто у нас не путает свой карман с партийным, – дал отпор бывшему и недавно разжалованному союзнику Сергей Миронов.
Встреча с ветеранами прошла гладко. Председатель Совета Федерации рассуждали о несправедливости пенсионной системы, о том, как низко оценивает государство труд предыдущих поколений, прошелся по монетизации льгот, пообещал, что следующая Дума – кто бы ни победил – пересмотрит «антинародные» законы. Вопросов с мест не задавали. Миронов подчеркнул: все, о чем хотят его спросить, заранее знает, потому что в курсе того, как живет народ.
– Знаю, что меня обвиняют в популизме. Не вижу в этом ничего плохого. Популизм происходит от слова «народ», вот я в народ и смотрю.
Следующим в программе визита значились «проход по улице Кирова и возложение цветов к Вечному огню». Ветераны к проходу были готовы, в ожидании Миронова организованно построились. В том, что «Сергей Михайлович сейчас выйдет», народ уверяли. Но выход не состоялся: хотя от Законодательного собрания до Вечного огня пять минут неспешным шагом, Сергей Миронов это расстояние преодолел на автомобиле. Тут же лидеру «эсеров» приготовили сюрприз – построили школьников из трудовых отрядов, одетых в партийную униформу. Для растущей смены у государственного мужа нашелся один вопрос: «Хорошо на каникулах»? Услышав громогласное «Да», удовлетворенный Сергей Миронов все-таки проделал короткий путь пешком до резиденции губернатора. Встреча с Петром Суминым вместо запланированных пятнадцати минут растянулась на полчаса.
– Многое обсуждали. Да, Сергей Михайлович? – словно спрашивая согласия, начал раскрывать тайны закрытой встречи губернатор. – О социально-экономическом положении области говорили, о решении проблемы Теченского каскада.
– Петр Иванович рассказал о работе с ветеранами. Здорово, что в вашем регионе они чувствуют поддержку. Приятно, что ветви власти работают сообща, – принялся расточать комплименты Сергей Миронов.
– Мы тесно работаем с Советом Федерации, – продолжил губернатор, стоя плечом к плечу со спикером верхней палаты и предаваясь приятным воспоминаниям.
– Сергей Михайлович у нас уже третий раз. Не уже, а пока третий раз, – поправился Петр Сумин, давая понять, что рад гостю. – У нас прочные личные связи, а председатель Совета Федерации знает, что такое Челябинская область.
– Хорошо, что в Совет Федерации входят представители вашей области. Как известно, мы вводим для сенаторов ценз оседлости и постепенно придем к тому, что это будет палата регионов.
Сергей Миронов дал понять, что устал от странных сенаторов и хочет, чтоб вся страна равнялась на Челябинскую область.
– Если депутат работает хорошо и в регионе им довольны, то пусть остается. Петр Иванович, может быть, не знает, как давят на губернаторов из Москвы с целью протолкнуть кандидата в Совет Федерации, – предположил Сергей Миронов.
– Знаем, знаем, – хитро улыбаясь, заметил Петр Сумин, но собеседник не заметил.
– Да такой депутат иной раз не знает, где область находится. Открывает карту и начинает искать, – уверял председатель Совета Федерации, словно застукивал их за этим занятием.
Как не поговорить с лидером «Справедливой России» о большой политике? Благо, что эта партия прославилась на Южном Урале затяжными скандалами.
– Конфликт помог нам мобилизоваться и стать отрядом единомышленников, – ответил Сергей Миронов на вопрос «Магнитогорского металла». – Больше проблем нет.
– Не много времени потеряли?
– Нельзя оценивать с этих позиций. Мы долго разбирались, зато у нас в партии нет случайных людей. О том, кто возглавит список, мы поговорим. Но не ждите, что я вам скажу об этом сегодня.
После магнитогорских вопросов прессу словно прорвало. Губернатор и спикер уже порывались уйти, но журналисты отпускать их не хотели.
– Петр Иванович, как вы относитесь к «Справедливой России»? – спросили губернатора, намекая на его принадлежность к «Единой России».
– С уважением.
– Палки в колеса не будете ставить?
– А я уже ставлю палки в колеса? – удивился губернатор. – Каждая партия должна работать и бороться за голоса избирателей. Со стороны губернатора и правительства никаких палок ни в колеса, ни в оси не будет.
– Должен вам откровенно сказать: такого губернатора, как Петр Иванович, мы бы желали видеть в нашей партии. В отличие от некоторых руководителей регионов, он – настоящий хозяин и реально заботится о людях, – немедленно забросил удочку Сергей Миронов.
– Что скажете на это, Петр Иванович?
Под оживленные голоса журналистов Сергей Миронов и Петр Сумин направились к выходу. Пресс-конференция закончилась, перевербовка не состоялась.