Тема обращения с твёрдыми бытовыми отходами для депутата Государственной Думы РФ Виталия Бахметьева одна из приоритетных. И хотя сбором коммунальных отходов в том формате, в каком это существует сейчас, в Челябинской области занялись на год раньше многих других регионов, проблем много.
– В городе всё организовано неплохо, – считает Виталий Бахметьев. – Но в сельских районах дела обстоят худо. А ведь система выстроена так, что мы – хотим того или нет – одно целое. В селе раньше мусор вообще не вывозили дальше околицы: в овражек выбрасывали и всё. И это считалось нормальным. Вот и представьте, насколько сложно сейчас изменить отношение сельчан к утилизации отходов: заставить людей собирать их, относить на контейнерную площадку да ещё и платить за это. Многие вопросы до сих пор остаются нерешёнными, о чём свидетельствуют постоянные обращения ко мне избирателей. Немало встреч провели вместе с представителями регионального оператора по обращению с ТКО в сельских поселениях, рассказывали, объясняли, обосновывали: про норму образования отходов, тарифы, как платежи распределяются по затратам регионального оператора. Даже при наличии, к примеру, в 2019 году прибыли у ЦКС, она, по сути, была только на бумаге, потому что по факту она повисает в дебиторской задолженности населения. Год-два предприятие поработает с убытком, а потом просто не сможет существовать. Терять же оператора нельзя, это будет шаг назад.
Самая острая проблема – низкая собираемость платежей в районах. Вторая – организация контейнерных площадок: многие почему-то считают, что они находятся в ведении оператора – ЦКС, хотя на самом деле это зона ответственности муниципалитета. Благодаря субсидиям со стороны региональной власти контейнеры закупают, а вот собираемость платежей снижается. А ведь в перспективе ещё и решение другой проблемы – утилизации отходов четвёртого класса опасности, к которому на селе относится тот же навоз. Это раньше его на поля вывозили, чтобы картошка лучше росла. Теперь подход иной, этого не делают. Сюда же входят тканевые, древесные, пластиковые, химические отходы, которые разлагаются за три–десять лет и которые можно сортировать. Со всем этим должны быть другие формы работы, принятые на законодательном уровне.
В 2019 году главы районов собирались в кабинете депутата Госдумы и разработали программу, которая несколько притормозилась в период пандемии. Сейчас самое время вернуться к работе, наметить планы на 2021 год, чему и была посвящена встреча в режиме видеоконференции руководителей сельских районов.
В разговоре приняли участие директор ООО «ЦКС» Захид Камилов и первый заместитель министра Мин-
экологии Челябинской области Яна Куприкова.
– Вопросов действительно немало, – признала Яна Анатольевна. – Жители просят сделать перерасчёт и вернуть деньги за то время, когда у них не было контейнеров для сбора мусора, особенно в небольших населённых пунктах, куда затруднён доступ мусоровозам. Не до конца была выстроена транспортная логистика. Договорились с главами муниципалитетов, руководством ЦКС составить поквартальный график встреч, чтобы адресно обсудить эти вопросы. Что касается вывоза крупногабаритных отходов четвёртого класса, нужно также решать проблему с ними, но за рамками тарифа, отдельным соглашением – то есть жители села должны оплачивать тот же снесённый дом сами, а не за счёт всех жителей кластера, включая город. Отходы сельскохозяйственной деятельности, растительные остатки сельчане тоже должны утилизировать на месте, без привлечения регионального оператора: в частном хозяйстве на своём огороде, в фермерском – организовать компостные ямы. Со всеми вопросами по этому виду отходов можно обращаться в министерство экологии региона.
Директор ЦКС Захид Камилов рассказал, что есть районы, где задолженность по оплате за обращение с ТКО просто катастрофическая: к примеру, в Варненском районе, в котором проживают около 25 тысяч человек, недоимки составляют 51 миллион рублей.
– Такие неплатежи сказываются на работе регионального оператора, – констатирует Захид Байрамович. – В конце декабря на совместном совещании проговаривали механизмы выхода из ситуации. Выработали решения, которые уже апробированы в Челябинском кластере. В муниципалитетах, где ещё не завершена работа по установке контейнеров, будет продолжен помешковый сбор мусора.
Лишние расходы брать на себя региональный оператор не может из-за того, что это сразу приведёт к увеличению тарифа, то есть росту сумм в наших квитанциях. Разделить город и село тоже не получится: создать отдельный тариф для каждого муниципалитета невозможно: в этом случае кто-то, то есть городской житель, будет обеспечен всем и иметь низкую плату, а другой, то есть житель села, просто не потянет такую услугу.
– Чтобы всё было справедливо, нужно грамотно организовать работу на всех этапах, – считает депутат Госдумы Виталий Бахметьев. – Строить сортировочные заводы на местах, чтобы не везти всё подряд на одну свалку. Оставшиеся отходы транспортировать в спрессованном виде, чтобы не возить воздух. Следующий этап – организация сортировки мусора от потребителя: чтобы это получилось, нужно заинтересовать частный бизнес заняться переработкой пластика, бумаги, стекла. ЦКС сегодня не сможет это потянуть, ему это не по силам. Региональный оператор должен забрать и увезти. Как депутат, я внёс на рассмотрение законопроект об освобождении от уплаты НДФЛ сборщиков макулатуры. Он принят. Сейчас такой же законопроект предлагаем относительно сбора металла. Надо стимулировать переработчиков вторичных ресурсов. Хотя при определённых инвестициях на переработке можно неплохо зарабатывать и без преференций со стороны государства. Думаю, разными подходами и это направление обращения с ТКО будет рано или поздно освоено. Главное, искать пути решения, а не сидеть сложа руки.