Образование, его развитие, совершенствование – это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего общества, для каждой семьи, каждого человека, заявил Владимир Путин. Нужно обеспечить равные стартовые возможности для каждого ребёнка, для раскрытия его талантов, для его будущих успехов в профессии.
Владимир Путин напомнил, что в рамках национального проекта «Образование» с учётом роста числа школьников к 2024 году в России запланировано ввести 1300 новых школ. Кроме того, правительству поручено совместно с регионами подготовить специальную программу капитального ремонта учебных заведений. До конца 2026 года планируется отремонтировать более 7300 школ, в том числе 3000 в ближайшие два года.
Убрать из сферы образования слово «услуги», оставив его только в бюджетно-финансовых документах, – так глава государства отреагировал на просьбу педагогической общественности. Учитель не только даёт знания, он оказывает и колоссальное влияние на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему ценностей. Учителю отводится ключевая роль в процессе обучения и воспитания. Общение, личный пример помогают передавать интерес к знанию, жизненный и культурный опыт, накопленный многими поколениями, традиционные ценности.
Нужно работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе. Сюда входит и система оплаты труда, которую необходимо модернизировать, учитывать новые возросшие требования к профессии, квалификации учителя.
– Значительный вклад в воспитание даёт внеурочная работа, – считает президент. – Это различные кружки, спортивные секции, школьные театры, музыкальные студии. Необходимо создавать условия и для вовлечения школьников в научно-техническое творчество, где уже много успешных практик. В новом учебном году советники по воспитанию начнут работу в школах десяти регионов. Затем с учётом опыта распространим эту практику на всю страну. Дети должны иметь возможность оставаться в школе после занятий, делать уроки в группах продлённого дня. Для большого количества семей, где родители работают, это большая поддержка.
Школа полного дня требует подготовки инфраструктуры. Нужно разработать масштабную программу по капитальному ремонту школ и начать её реализовывать уже с 2022 года. Школа – это не просто здание, это современное оборудование, детские лаборатории, спортивные залы, современные методики. Для создания новых образовательных организаций, их оснащения регионам придётся значительно добавить из собственных средств. Есть предложение продлить действие порядка реструктуризации бюджетных кредитов и направления средств на инвестиции в строительство и реконструкцию образовательных организаций с последующим списанием соответствующей суммы задолженности.
Важнейшая тема – это качество образования. Нужно дать детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни. Создавать условия для раскрытия их способностей, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией.
Отдельного внимания заслуживает сохранение здоровья учащихся. Нужно наладить онлайн-связь между медицинскими работниками школы и поликлиник и напрямую получать информацию о непереносимости ребёнком некоторых лекарственных препаратов, об ограничениях физической активности, об особенных вопросах в питании.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов доложил о выполнении основных поручений президента. Девяносто шесть процентов детей страны в возрасте до трёх лет и 99 процентов в возрасте от трёх до семи лет посещают детские сады и ясли. К 2024 году будет 100-процентный охват дошкольным образованием. За последние пять лет построено 1623 школы на 690 тысяч мест. К этому учебному году свои двери откроют 130 новых школ, а к 2025-му будет построено ещё 1300 школ.
Бесплатным питанием обеспечены более семи миллионов учащихся начальных классов. Дополнительно проект позволил модернизировать свыше пяти тысяч школьных столовых и порядка десяти тысяч пищеблоков. На особом контроле – качество и сбалансированность питания.
С первого сентября текущего года ежемесячные доплаты начнут получать и кураторы учебных групп в колледжах.
Обновлены стандарты начальной и основной школы, в которых закреплён необходимый минимум содержания, сделан акцент на практических навыках, которые пригодятся школьникам в жизни. Это касается финансовой грамотности, здорового образа жизни, экологического, гражданского воспитания, формирования глубоких, твёрдых знаний об исторической и современной роли России в мире. Также приняты новые стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – для их полной интеграции в образовательную среду равных возможностей.
Создано 135 кванториумов, к 2024 году будут действовать более 400 технопарков. Открыто сто центров образования «IT-куб». К 2024 году появятся ещё 270 таких центров. На особом контроле цифровизация образования – повсеместное обеспечение скоростным Интернетом, а также проверка качества и верификации учебных материалов по всем предметам школьной программы.
Глава образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва заявила о необходимости повышения кадрового потенциала системы общего образования. Для этого необходимо наладить кооперацию между отраслевыми педагогическими вузами и классическими университетами, проводить повышение квалификации учителей на регулярной основе. Говоря о ремонтах школ, Елена Шмелёва напомнила о больном вопросе – приобретении нового учебного оборудования. Нужно рассмотреть возможность выделения на него дополнительного финансирования.
– Просим рассмотреть и дать Рособрнадзору поручение серьёзно, многократно снизить количество формальных, избыточных, дублирующих и других форм контроля, проверок, – обратилась руководитель «Сириуса» к президенту.
На заседании президиума Госсовета выступил и губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он отметил новые возможности в сфере образования, воспитания, которые даёт регионам федеральный проект мультимедийных исторических парков «Россия – моя история».
– В Челябинской области его создали в сентябре 2019 года. Его основные посетители – это школьники, студенты, – рассказал Алексей Леонидович. – Парк «Россия – моя история» позволяет интересным, запоминающимся образом подать информацию об истории нашей страны, сделать это по-современному, с элементами виртуальной реальности, что даёт возможность полностью погрузить посетителей в атмосферу исторических событий. Площадку используют для профессиональной ориентации, профессиональных проб для детей, которые интересуются гуманитарной сферой, IT-технологиями. На базе парка реализуем проект «Билет в будущее». За два года уже более двух тысяч педагогов приняли участие в методических семинарах на площадке парка.
– Прозвучали предложения, заслуживающие внимания, которые будут учтены в перечне поручений, – сказал в завершение встречи Владимир Путин. – В целом это большой набор мероприятий, которые нужно сформулировать в окончательном виде и, безусловно, реализовать.