Кластер по обращению с коммунальными отходами юга области включает Магнитогорск и девять районов. Вместе они образуют около 160 тысяч тонн мусора в год. И если в самом Магнитогорске система отлажена и работает как часы, то в районах проблем до сих пор хватает.
– При этом 2021 год можно назвать успешным, хотя бы в плане проведённых перерасчётов, – напомнил Захид Камилов. – Из-за нехватки контейнеров и площадок для складирования мусора не удавалось поначалу организовать сбор отходов. Стоит учитывать, что проблемы копились годами, поэтому решить их непросто. Тем не менее, сумма перерасчётов жителям в связи с тем, что не был организован сбор мусора, за прошлый год составила больше 20 миллионов рублей. Обращений граждан стало меньше, а те, что есть стали более конструктивными. Поскольку основные сотрудники находятся в Магнитогорске, регулярно проводим выезды в районы. Собираемость платежей полностью зависит от качества нашей работы – это мы признаём, она выросла, но по-прежнему остаётся на низком уровне.
Последнее утверждение не касается Магнитогорска, где 97 процентов жителей исправно платят за вывоз мусора, тогда как ещё три года назад собираемость была на уровне 91 процента. Среди сельских муниципалитетов дисциплинированней всех по оплате Агаповский район – 83 процента, лучше стала картина в Верхнеуральском районе – 74 процента. В Карталинском районе оплачивают услуги ЦКС 69 процентов, в Кизильском – 60. А вот Бреды, Варна, Чесма, хотя и показывают положительную динамику, пока не дотягивают до 50 процентов сбора.
Ключевыми показателями качественной работы и, как следствие, собираемости платежей, руководитель ЦКС называет отлаженную систему транспортировки отходов. Заработал новый полигон в Магнитогорске, но логистика изменилась не значительно. Рекультивация старой свалки будет проводиться за счёт региональных и федеральных денег – на плечи, а вернее – кошелёк, жителей это никоим образом не ляжет.
Виталий Бахметьев задал директору Центра коммунального сервиса несколько вопросов – тех, что ему на встречах постоянно адресуют жители. И первый коснулся тарифа – насколько вырастет оплата услуг ЦКС после введения в строй нового полигона.
– По нормативам, принятым на региональном и федеральном уровнях, тариф может изменяться в пределах 3,5 процента, – ответил Захид Камилов. – Что, по сути, и произошло с июля, – тариф поднялся на 3,4 процента. Хочу напомнить, что ответственность регионального оператора ограничена вывозом отходов, обеспечением контейнерами, а вот площадки для складирования – в компетенции муниципалитета, управляющих компаний. Из года в год закупаем новые контейнеры, но средства, на которые мы это можем делать, ограничены одним процентом валового дохода, а это мало – на Магнитогорский кластер, к примеру, 46 миллионов – это мизер. При этом, чем больше становится контейнеров, тем больше расходов на их содержание. В Челябинском кластере на это уходит половина от всех сборов. И, как следствие, меньше возможностей для приобретения новых ёмкостей для накопления отходов.
Поскольку долгие годы в сёлах отходы, включая растительные, просто складировали на окраинах, достаточно остро стоит вопрос несанкционированных свалок. Жители считают, что все без разбору отходы должен вывозить региональный оператор. Но в тариф входят не весь мусор, строительные, как и отходы животноводства не считаются коммунальными, с ними нельзя работать через мусоросортировку и полигон. Строительный мусор вывозят по отдельным договорам. А вот что делать с навозом и другими растительными остатками? Государственная Дума на последнем пленарном заседании приняла закон, рассказал Виталий Бахметьев, который отнёс тот же навоз не к отходам, а к побочным продуктам животноводства. Это упрощает работу с ними, поскольку позволяет вторично использовать.
Ещё одной нерешённой проблемой остаются несанкционированные свалки. На законодательном уровне, отметил Виталий Бахметьев, вопрос вроде и проработан: часть свалок включены в реестр министерства экологии и ликвидируются в рамках программы. Если в реестре её нет – она в ответственности муниципалитета. Но район при этом не имеет права её, к примеру, рекультивировать. По сути это палка о двух концах – механизм действий вроде проработан, но законодательного основания для его запуска нет. И, что бывает чаще, – средств для исполнения. Но с мёртвой точки проблема сдвинулась, главное, отметил Виталий Бахметьев, не допускать образования новых свалок. А это возможно только при качественной и эффективной работе как регионального оператора, так и муниципалитетов.