По словам Дмитрия Фёдоровича, обращаются к федеральному законодателю с самыми разными вопросами – в том числе к его непосредственной деятельности не относящимися:
– Больше всего обращений по коммунальным вопросам – в частности, содержание и ремонт жилого фонда, вывоз мусора, жалобы на управляющие компании… Да, наверное, это вопросы не уровня депутата Госдумы, поскольку не касаются федеральных сфер и законодательных моментов, но – помогаю, конечно. Контакты с главами городов налажены, обращаюсь, отчитываюсь перед обратившимися. Отмечу, в подавляющем большинстве ситуаций, с которыми разбираемся, нет каких-то системных сбоев: где-то недоглядели, где-то подзабыли – подопнём, напомним… Но в основном всё работает исправно – особенно в Магнитогорске, где глава Сергей Бердников в курсе каждого вопроса, какой бы ему ни задал.
Депутату поступило обращение от Магнитогорского педагогического колледжа: заведение управляется региональным министерством образования, а имущество и земля принадлежат федеральным властям. Казалось бы, ничего странного – это частое явление по всей стране, ведь когда-то учреждения среднего профессионального образования относились к муниципалитетам, позднее их отдали в областное имущество, затем взяла на себя федеральная власть. В конце концов решили, что эффективнее работа будет проходить на региональном уровне. Но не до конца решены вопросы собственности территорий ссузов.
– Финансирование нашей деятельности обеспечивает областной бюджет, эти средства уходят на повседневные нужды колледжа, – рассказывает юрисконсульт МаПК Александра Кривошеева. – Но у нас много дополнительных хлопот – например, давно пора привести в порядок стадион в левобережном офисе колледжа на улице Полевой. Для этого существует система грантов президента страны, губернатора – но принимать в них участие мы не можем: федеральное министерство отправляет к региональным властям, которые нами управляют, те – к федеральным, которым принадлежит колледж…
Решить все вопросы, по словам Александры Николаевны, может перевод имущества колледжа в собственность регионального бюджета, что обеспечит не только участие в конкурсах на финансирование проектов, но и даст дополнительные льготы и преференции, в том числе финансовые.
– Понятно, что двойственность в вашем положении – вопрос неприятный, его, безусловно, необходимо решать, и такой федеральный закон есть, он работает, – говорит Дмитрий Вяткин. – Но инициатива должна исходить от регионального правительства: вам необходимо обратить в министерство образования Челябинской области, далее составляют обращение в Правительство РФ, которое и решает вопрос. От себя предлагаю помощь в ускорении процесса на региональном уровне и всяческую помощь на федеральном.
Вообще же, по словам Дмитрия Фёдоровича, наиболее перспективным и полезным в будущем он видит развитие учреждений среднего профессионального образования в связке с профильными университетами – на примере того же МГТУ, в введении которого состоит один городской колледж, а на практике связь налажена практически со всеми ссузами.
– Потому что в рамках программы профессионалитета, развиваемого в ссузах, выпускники получают первоначальную специальность, которая уже может их «кормить» в 20–21 год, а в это время они могут шлифовать и расширять свои знания несколько последующих лет в университете, – отмечает депутат Госдумы. – Тогда и семьи заводить молодые люди, имеющие заработную плату и перспективы карьерного роста на конкретном предприятии, осмелятся скорее. А сегодня ситуация странная: студенты учатся буквально до 25 лет, потому что болонская система бакалавриата и магистратуры – это довольно растянутый процесс, студенты, получив диплом, по сути, не имеют специальности и уж тем более стажа, а без него на инженерные профессии обычно не берут… Трудиться с дипломом инженера обычными рабочими они не хотят, в итоге до седых волос ищут себя, сидят на шее родителей и о создании семьи не думают. Конечно, есть исключения – узконаправленные вузы, к примеру, медицинские, где квалификацию действительно необходимо получать много лет – но и к ним есть вопросы и предложения, которые мы обсуждаем на заседаниях. Убеждён: к 20 годам человек должен быть взрослым, и связка учреждений системы среднего профессионального образования с вузами это позволяет сделать.
В свою очередь, Дмитрий Вяткин поинтересовался, работают ли в Магнитогорском педколледже меры поддержки детей участников СВО, на что получил утвердительный ответ.
– Мы принимаем их в колледж согласно всем нормативным документам, ребята получают 70 процентов компенсации оплаты образования, ежемесячные региональные выплаты и другие положенные им льготы, – говорит юрисконсульт учреждения. – Оказываем все меры поддержки в полном объёме.
– Это замечательно, потому что в сузах, которые относятся как раз к федеральному Минобру, региональные выплаты почему-то не производят, – говорит Дмитрий Вяткин, являющийся руководителем отдела по законодательному и нормативному обеспечению рабочей группы по вопросам СВО. – Аргументы самые разные – от «подчинения» учреждения до того, что отец призван на фронт в другом регионе, а дети проживают здесь. Ничего не хотим знать: есть ребёнок, родитель на фронте – обеспечь всё, что приказали президент и губернатор. Будем разбираться со всеми случаями. А кому принадлежит собственность – вопрос технический, в его решении будем помогать.