Пасха символизирует вечную жизнь через веру в Воскресение Спасителя. И каждый год пасхальные торжества начинаются в Иерусалимском храме Гроба Господня, когда в Великую субботу прихожанам является схождение благодатного огня, который развозится потом в церкви по всему миру.
У врат кафедрального собора Вознесения Господня, в котором службу проводит епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима, прихожане начали собираться задолго до официального начала ночной пасхальной службы. Порядок надлежит соблюдать правоохранителям и казакам, но они заметно расслаблены, хоть и исполняют все должные процедуры.
– Никогда в храмах беспорядки не учиняли, люди сюда приходят не случайные, да и праздник сегодня уж больно важен, – объясняет молодой казак, пропуская очередного прихожанина в храм. – По всей стране статистика примерно одинакова: именно церковные праздники становятся самыми спокойными днями в плане правонарушений. А ещё Новый год, когда в людях просыпаются добрые эмоции и помыслы.
Медленно и чинно народ проходит в тёмный храм, прихожане молча ставят свечи, шепча молитву, крестятся, уступают место новым желающим. В ожидании архиерея Русской православной церкви, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы церковь заполняется, люди близко-близко стоят друг к другу, но недовольства никто не выказывает.
Замечаю: с каждым годом на ночную пасхальную службу собирается всё больше молодёжи.
– Много лет сюда хожу, и с каждым годом чувствую в себе желание исполнять все церковные каноны и обряды, – говорит давняя приятельница, которую встретила у ворот храма. – Сначала просто пост соблюдала, потом стала молиться, в четверг и субботу пекла куличи, красила с дочкой яйца, вот принесла снедь в храм для освещения, а завтра устроим семейный праздник, в гости пойдём.
– Я по роду мусульманка, но к походам в мечеть не приучена – родители атеистами были, не пристрастили, – разговорилась с девушкой восточного вида. – На пасхальную службу пришла с православной подругой. Она молится, а я сижу в уголочке и любуюсь красотой, чинностью и величием обрядов. Знаете, душа наполняется каким-то внутренним светом, что ли... Этого состояния внутреннего спокойствия и доброты хватает потом на долгое время, и мне это очень дорого.
Утро воскресенья у храма собирает традиционные гулянья «Пасха красная». Священно-служители с доброй улыбкой отвечают журналистам, пытающимся сделать материал более эффектным: «Нет, посетивших службу никогда не считаем, сколько пришли – стольким и рады. Нет, ничего необычного не произошло, с божьей помощью такие праздники проходят всегда мирно и чинно». Площадка у храма тем временем заполняется людьми. У каждого в руках корзинка с пасхальной снедью – крашеными яйцами, пасхами, которые верующие наконец научились отличать от куличей.
– Все магазины кругом обежала – нигде куличей нет, представляешь? Вчера, говорят, ещё закончились, – всплёскивает руками женщина, делясь эмоциями с подругой. – А я все дни работала, сама напечь не успела.
– Да дам я тебе куличей, не суетись, – смеётся в ответ та. – Специально побольше с собой взяла.
У одних пасхальные угощения сложены скромно, другие оформили свои корзинки, словно выставочные образцы: тут тебе и игрушки-цыплятки из жёлтого пуха, и расшитые «ХВ» (Аббревиатура «Христос воскресе». – Прим. авт.) рушники, и фигурки младенчиков…
– Мам, я кушать хочу, скоро? – хнычет мальчишка лет пяти на руках у семейной пары. Тут же мужчина рядом вынимает из своей корзины ярко-красное яйцо:
– Бери, малец, Христос воскресе!
– Что надо дяде сказать? – спрашивает довольного пацанёнка мама.
– Спасибо, – бухтит мальчишка, уже занятый очисткой подаренного лакомства.
– Правильно, но сегодня надо говорить: «Воистину воскресе!», – под общий смех поправляет сына мать.
Окропление прихожан святой водой – это всегда очень красивое зрелище. С церковными стягами священники в торжественных одеждах выходят к своей пастве, епископ Зосима, взяв в руку кропило, опускает его в кандию – водосвятную чашу – и с возгласом: «Христос воскресе!» щедро рассыпает капли в толпу, отвечающую: «Воистину воскресе!» И каждый старается подставить под святые брызги и пасхальные угощения, и своё лицо, и мордашки детей. А получив порцию брызг святой воды, тут же отходят в сторону, уступая место новым страждущим. После крестного хода священнослужители снова удаляются в храм, а на площади перед ним продолжается праздник: выступления казаков, полевая кухня, мастер-классы для детей и многое другое.