Доктор педагогических наук, профессор МГТУ Татьяна Орехова рассказала родителям об особенностях отношения взрослых к детям. Встреча состоялась в библиотеке семейного чтения № 5 в рамках программ открытого института проектирования Магнитогорска "Родительская инициатива" и "Мир на кончиках пальцев". Эти проекты реализуются при поддержке фонда президентских грантов.
Не делай как я
Общий педагогический стаж Татьяны Ореховой - 51 год, в университете она работает с будущими учителями начальных классов и уже действующими. В сфере научных интересов - причины отсутствия взаимопонимания между взрослыми и детьми. Татьяна Фёдоровна исследует и вопрос, как сделать так, чтобы мальчишки и девчонки не поддавались искушениям мира.
- Давайте сразу определимся, как долго длится детство, - предложила профессор собравшимся. - От 0 до 24 лет. Это период физического созревания организма. А дальше идёт второй период жизни - старение. По крайней мере, мы могли бы ограничиться такой классификацией, если бы подходили к человеку только как к природному существу. Но благодаря культуре есть ещё и такое понятие, как духовное развитие. И как оно будет идти, зависит от взаимоотношений детей и взрослых. Это оказывает большое влияние на всю дальнейшую жизнь.
Татьяна Орехова заявила, что ребёнок - такой же человек, как все. Главная педагогическая задача - научить детей владеть своим телом, подчинять влечения воле и уметь делать выбор. Причём не в одной плоскости.
- Ребёнок отличается от взрослого лишь уровнем зрелости, - отметила Татьяна Фёдоровна. - Он не может что-то сделать или понять просто потому, что для этого нет основы. Ещё не выработаны определённые мыслительные процессы, психические функции, органы и системы, которые отвечают за эти действия. Полноценная зрелость наступает, когда человек самостоятелен во всех своих проявлениях. А ребёнок имеет право на детское поведение, то есть на любопытство, фантазии, ошибки, незнание и некачественное выполнение действий. Или не такое выполнение, как говорят родители. Во многих случаях и не надо, чтобы он делал что-то по образцу взрослых. Научиться принимать всё, что ребёнок сделал не так, как вам кажется нужным, - колоссальная работа над собой. Причём она приносит пользу в первую очередь взрослым. А если не хотите трудиться над собой, то не ждите потом отзывчивости от детей.
Родители часто жалуются, что выросшие дочки и сыновья не уделяют им внимания. Профессор МГТУ считает, что причина в них самих.
- Кто общался с детьми не только на темы обеспечения жизни и деятельности? - спрашивает она. - Интересовались ли вы, как ребёнок видит мир, почему у него то или иное мнение, говорили о том, что волнует именно его? Если вам дети были неинтересны, то почему вы должны стать интересны им? Относитесь к ребёнку как к растущему человеку, достойному признания и даже порою выступающему в роли учителя. У детей другой смысл жизни, не такой, как у взрослых. Если поймём это, научимся относиться к ним иначе, то не будем страдать в старости от одиночества.
Запретные замечания
Профессор МГТУ подчеркнула, что каждый человек изначально хороший. Если появляются негативные эмоции, то это результат внешних обстоятельств, с которыми он пока не справляется. Причём не факт, что научится преодолевать проблемы.
- Отсюда следует, что нужно запретить себе делать замечания ребёнку, - сделала неожиданный вывод Татьяна Орехова. - Ругать - это укорять в каких-то неправильных, с вашей точки зрения, действиях, выражать негативное отношение. Вы становитесь в позицию эмоциональной конфронтации, осуждаете ребёнка. Но если человек создан творцом, то почему я подвергаю сомнению способ деятельности, который он выбрал? Ребёнок родился позже, и у него другой жизненный старт, иной объём знаний. Например, дети намного быстрее осваивают телефоны, чем старшее поколение. Они родились на таком уровне научно-технического прогресса, что имеют чутьё, которого нет у взрослых.
Дети, конечно, совершают необдуманные и откровенно плохие поступки. Но разговор нужно начать не с ругани и обвинений, а с обозначения своих переживаний, эмоций, порекомендовала Татьяна Фёдоровна. Полезно узнать, как произошедшее видит ребёнок, какого он хотел добиться результата, доволен ли тем, что получилось, как себя при этом чувствует. Предложить подумать вместе, что делать дальше.
Всем базовым вещам - чистить зубы, мыться, быть вежливым, следить за собой - необходимо учить с детства. Тогда они станут не просто привычкой, но и потребностью. Не научили, потом не кричите, как вам стыдно, что ребёнок пошёл в мятой рубашке. Над ним посмеются, и он начнёт следить за собой. Или эта потребность появится при других жизненных обстоятельствах, но уж точно не после сетований родителей.
- Часто мы торопим время, - констатировала профессор МГТУ. - Стараемся подтолкнуть ребёнка, чтобы он пораньше начал выполнять те действия, к которым всё равно рано или поздно придёт. И не спрашиваем себя, для чего мы это делаем, нарушая некую гармонию.
Судьба детей определяется отношением к ним взрослых - родных, близких, педагогов и других людей, которые не всегда учитывают особенности развития детей. Ребёнку нужны еда, одежда, свет и тепло. А ещё среди важных потребностей - сохранение достоинства, право быть человеком, то есть принимать решения и нести за них ответственность.
- Вот идут подростки и ведут себя вполне естественно для этого возраста: шумят, не обращают внимания на социальные нормы, возможно, используют нецензурную лексику, - привела пример Татьяна Орехова. - Они находятся в том периоде жизни, когда начинают воевать за своё место, право быть человеком. Если унижают их достоинство, то грубят и отвечают тем же. В ответ на фразу "Я тебе жизнь отдала" можно услышать вопрос: "А я тебя просил?" Это нормальное поведение для подростков, но у взрослых оно вызывает негативные эмоции, осуждение, ворчание, замечания. Как бы ни хотелось повторять за Сократом, что в наше время молодёжь была другая, запомните - во все времена дети одинаковы.
Причём когда они эмоциональны и настаивают на некоторой свободе своих действий - это лучше, чем чрезвычайно послушные дети. А наивысший уровень развития ребёнка, когда он прислушивается к советам и умеет размышлять по этому поводу, принимать решение, следовать чьим-то рекомендациями или нет. Твердить детям: "Делай, как я тебя сказала" - мешать развиваться, уверена Татьяна Фёдоровна.
Научитесь не страдать
Для совершенствования необходимо общение с другими людьми, потому что они обладают опытом, которого ребёнку не хватает. Для развития можно использовать и кино, книги, а также музыку, которая вызывает массу эмоций. Обычная жизнь не даёт удовлетворения всем потребностям человека. И выходом для накопившихся впечатлений становится творческая деятельность. Ребёнок ещё не умеет говорить, а уже рисует, танцует и поёт.
- У человека есть базовые потребности, которые позволяют ему сохранять свои жизненные силы, - подчеркнула профессор. - Всё, что вы делаете, или добавляет здоровья, или забирает. И одна из важных потребностей - необходимость поиска смысла. Если будем воспринимать жизнь как деятельность, то должны признать, что у неё есть один общий результат - смерть. А если это процесс, то надо научиться его проживать и наслаждаться каждой минутой, независимо от того, в каком эмоциональном тоне она проходит. Да, бывают грустные периоды, но это сегодня, а завтра будет иначе. Надо научиться не страдать по поводу того момента, в котором находишься, даже если он не очень хорош. И, конечно, научить этому детей.
В ходе встречи родители задали множество вопросов. Отвечая на них, преподаватель МГТУ отметила, что дети быстро приспосабливаются к любой ситуации, когда им нужно решить свои задачи. Они находят способы, как получить от взрослых то, что им нужно. И это очень хорошо, идёт творческий процесс, работа над собой, развитие. У родителей же и бабушек должны быть свои методы. Например, дети любят болеть, потому что тогда можно не ходить в школу и получить больше внимания родных. Рецепт излечения от Татьяны Ореховой: болеешь - ложись в постель и никаких гаджетов, прогулок и прочих развлечений. Тогда дети быстро выздоравливают. Конечно, речь идёт не о серьёзных заболеваниях.
Если ребёнок не хочет учиться, можно тысячу раз сказать ему, как это важно, - эффекта не будет. Лучше, рекомендует Татьяна Фёдоровна, вместе подумать о последствиях. Задать несколько вопросов: "Если не учиться, что ты будешь делать? Как себя обеспечивать? Каким видишь своё будущее? Как планируешь реализовать свои мечты? Нет ли в твоём плане пункта об образовании? Ведь без него будет труднее".
Профессор высказала и своё мнение о домашнем задании, подчеркнув, что это сфера ответственности учителя. Если педагог считает, что родители должны объяснить ребёнку все моменты, которые он не понял, то следует сначала дать мамам и папам методику преподавания своего предмета. Объяснить, что говорить ребёнку, когда и как.
- Есть самые главные действия, которым взрослые должны учить детей, - сказала в заключение Татьяна Фёдоровна. - Уметь видеть положительное в окружающем мире, извлекать уроки из ситуаций, прощать и благодарить.