Куда подевались кинопрокатные специальности в эпоху безграничных возможностей кино? Николай Буйнов недаром шутит: "Я как ископаемое", имея в виду свою профессиональную почти единственность.
Иправда: где еще встретишь в городе действующего инженера по эксплуатации кинооборудования, за исключением торгово-развлекательных комплексов? Только в Доме кино.
Но штучность специальности Николая Александровича не радует: даже асу нужна насыщенная профессиональная среда. А много ли в городе синематографов, чтобы ее создать? Николай Буйнов нашел отдушину в Инете. Здесь на киноинженерных сайтах и в форумах есть все: запчасти, советы, информация о новинках оборудования. "И как мы раньше жили без Сети?" - удивляется Николай Александрович. Но в ряды рабов Всемирной паутины вступать не спешит. Нашел информацию по работе - и обратно из виртуальной действительности в реальную.
Он вообще бережет ощущение недоступного чуда, о котором кто-то из известных рассказывал: в детстве так верил фильму, что после сеанса заглядывал за экран - куда все делось? И все же ощущение экранной мистерии не всегда удается сохранить. Как ни странно, отчасти мешает профессионализм: во время сеанса сознание невольно отвлекается на качество звука и изображения, цветность. Да и редко удается досмотреть фильм в зале от начала до конца: "Если знают, что я здесь - все равно выдернут из кресла для какого-нибудь дела", - посмеивается Николай Александрович. Понятно, почему последний фильм, который он смотрел как рядовой зритель в зале - "Человек-паук", прошедший пару лет назад. Безмятежно насладиться лентой удается лишь перед телевизором, как было с Лунгинским "Островом".
Но элитного кино Буйнову недостаточно - он максималист, требует качества от массового кино и сожалеет, что "важнейшее из искусств" стало коммерческим. Да еще в такой степени, что даже там, где его теперь крутят, его никак не обозначают: просто "торгово-развлекательный комплекс". А где же в названии "кино"?
И все же синема - невероятная магия, и быть к ней причастным - большая удача. Похоже, Буйнову на роду было написано всю жизнь ходить в кино: детство прошло в левобережном доме над "Миром". А у ленинградской родни под соседству - институт инженеров кино. Ну как не воспользоваться этими "подсказками"? В элитный институт Николай Александрович поступил без труда, и до сих пор считает: студенческую пору надо проводить не в родном городе - жаль, новое время немногим предоставляет такую возможность.
Вернувшись в Магнитку, молодой специалист с его максимализмом отказался от предложения осваивать кинопрокатное оборудование в окраинных городских районах: хотелось работать с современной аппаратурой, на перекрестке инженерной мысли, премьер, споров об искусстве. Устроился в лабораторию учебного телевидения в горном, а через полгода - удача: пригласили старшим инженером в "Современник". Позднее Николай Буйнов работал и в новом "Магните", был главным инженером киносети - в общем, в городе не было кинотеатра, чье оборудование не прошло бы через его руки.
Николай Александрович не простил девяностым ни потерь, связанных с перестройкой образа жизни и мышления, ни развала киносети: ему тогда пришлось на годы уйти в другую сферу деятельности. В качестве начальника информационно-аналитического отдела страховой компании он отвечал за компьютерную обработку данных. Грешно жаловаться: ты востребован на работе. Но как быть, если это не твое и душа болит за любимое потерянное дело? "Спасибо Старковым: заново собрали костяк из той, прежней команды", - вспоминает Николай Буйнов окончание мучительного для ветеранов кинопроката периода отлучения от кино.
…Он любит работать с механикой один на один. Поэтому приходит в аппаратную Дома кино к восьми утра: отлаживает механизмы. У киноинженера работа - между фильмами: во время сеанса к оборудованию уже не подступишься. Ему повезло: через его руки прошло кинооборудование последних десятилетий - и он уже заочно осваивает проектор для демонстрации 3D-фильмов. В кино сменилось несколько эпох и поколений оборудования, и ветерану городского проката посчастливилось участвовать в его революционных перестройках. Не всем ветеранам городского проката повезло быть связанными с любимым делом на всю жизнь, да и Магнитка вместе со страной многое потеряла, когда один за другим закрывались "Спутник", "Комсомолец", "Горький" - это народное название. Но остались люди, подобно Николаю Буйнову, дарившие землякам праздник "волшебного луча". И горожане старшего поколения помнят, как ходили с семьями и друзьями на "Калину красную" и "Освобождение". От той эпохи по наследству молодежи достался Дом кино, так что народная тропа к синематрографу не зарастает.
Вчера ветераны проката собрались в Доме кино - репортаж о встрече читайте на следующей неделе.