Оказывается, гуманность профессии доктора и в политике приходит на помощь. "Медицинский" термин несет в себе смысловую сущность положения дел в России: нам не хватает согласованного взгляда с разных точек зрения на одни и те же проблемы. В частности, на политические и идеологические воззрения двух систем - социалистической и капиталистической, нашего прошлого и настоящего.
Поводом для "расшифровки" понятия, характеризующего нашу действительность, послужила статья в "ММ" 13 мая "Альтернатива капитализму" Валентина Романова, президента МаГУ. Он ставит в публикации злободневный вопрос об объективной необходимости "разработки альтернативной современному мировому порядку социально-экономической и политической модели организации общества" - "сближение капитализма и социализма на основе их взаимообогащения, взаимодополняемости и нейтрализации порочных черт в каждой из систем".
Для агрессивно-активной аудитории должен отметить: наглядная общественная и профессиональная деятельность как советской эпохи, так и постсоветского периода не дает оснований заподозрить В. Романова в пропаганде ретроградных идей или в попытке бросить тень на истинную демократию. Речь не идет о совместной кухне для приготовления "компота" двух систем - разные "фрукты", или о симфонии "оркестра" различных идеологий - не реально. Исключительно - о синтезе лучшего в идеологии социализма и капитализма. Другими словами, В. Романов призывает к гармонии фундаментальных начал морали народно-плановой экономики и прогрессивно-конкурентной частной собственности прежде всего в России. Политик далеко не "местного" масштаба предлагает "профильтровать" прежде всего советский опыт через призму его плюсов и минусов, чтобы понять, почему мораль советского человека "в кратчайшие исторические сроки превратила отсталую, полуфеодальную, полуграмотную Россию в супердержаву, реально претендовавшую на статус самой образованной страны мира" и почему, когда "речь идет о сути, целях, историческом предназначении такого универсального инструмента человеческого бытия, как демократия (народовластие)", она "по-прежнему несет в себе такие страшные болячки, как волчью мораль в системе человеческих отношений и безработицу".
В теории конвергенции российской жизни В. Романов ограничивается четырьмя пунктами сближения систем. В первом - о необходимости, востребованности производительных, творческих профессий на государственном уровне. Во втором - о признании ущербности практики "однополярного мира": он не "позволяет более эффективно решать проблему свободного самоопределения и безопасности больших и малых народов". В третьем: надо осознать, что "демократия нам нужна прежде всего для того, чтобы власть смогла максимально опираться и использовать коллективный опыт и разум рядовых граждан, тех, кто своим трудом создает материальные и духовные блага". В четвертом речь идет "о таком важнейшем управленческом принципе, как гуманизация отношений между руководителями и подчиненными на разных уровнях", "о хрестоматийном правиле: подчиненные - это не безмолвные исполнители не подневольные холопы, а полноправные партнеры власти в любом общественно полезном деле".
Обратите внимание: все аспекты предлагаемой доктором философии конвергенции характеризуют плюсы и минусы обеих систем, которые в той или иной степени причастны к нормам морали. Это говорит о том, что теория не будет работать без идеологии. По большому счету, "конвергенция" - это существование двух систем - потребительской и духовной.
Примечательно, что философ школы исторического материализма В. Романов, по сути, обобщает понятие "конвергенция" с русской духовной философией - "жить с богом", так как конструктивный союз лучших идей социализма и капитализма предполагает именно такую идеологию. Но "с богом" жить трудно: надо соответствовать заповеданной им этике. Без бога жить легче: не надо бороться с собой, со злом… Тем более, что проще зашибать бабло в рыночных условиях. Однако… бесплатный сыр бывает только в мышеловке, плата - духовный кризис. Как раз-таки он сегодня тот самый "петух", который клюнул… в память благих начал фундаментальной морали социализма.
По большому счету предложенная В. Романовым конвергенция систем прежде всего в родном Отечестве - это, по слову Пушкина, "войти в Европу и остаться Россией". Теория конвергенции, по сути, предлагает заполнить это "безвоздушное" пространство новым революционно-демократическим наполнителем - европейским законопослушанием на фундаменте русской, в том числе и социалистической духовности. Трудно, но другого пути, в конце концов, нет.
Поиск смыслов заложен. Голос авторитетного обществоведа В. Романова звучит не впустую: неровен час, и в либеральной среде станет незазорно, а то и хорошим тоном вспоминать положительные аспекты морали советского образа жизни. Тогда, глядишь, и псевдоинтеллигенты рыночных профессий уйдут на второй план вместе со своей халтурой вседозволенности под флагом "прав человека". И верховная власть наконец-то будет иметь возможность по Конституции признаться народу, что права человека и свобода были у нас от моральных норм общежития. Ведь факт: общечеловеческой идеологии - "жить с богом" нет в параграфе нашего основного закона, но есть в душе русского народа.