Такое решение было принято не случайно. С каждым днем все меньше тех, кто пережил суровые фронтовые будни. С каждым днем мы теряем наших героев 45-го года. Время не щадит ничего, в том числе и жизни отважных, которые смогли постоять за свой народ, за родную землю, за наше будущее. Эти люди стали достойным примером проявления силы духа не только для российской молодежи, но и огромной ценностью для всего мира. Поэтому отдать дань участникам войны, успеть поздравить с заслуженной победой хочется еще при их жизни.
Помнить своих героев, знать важные события, связанные с ними, передавать свои знания из поколения в поколение, на мой взгляд, необходимо каждому из нас. Сейчас уже редко предоставляется возможность лично пообщаться с участником войны, знающем о смерти не понаслышке, сражавшимся с врагами за спокойную жизнь детей и их матерей, увидеть слезы этого человека и почувствовать ту боль, которую он несет в своем сердце на протяжении долгих лет. Мне же посчастливилось познакомиться и некоторое время пообщаться с таким легендарным человеком. Леонид Герасимович Шадурский оказался на удивление открытым и расположенным к разговору собеседником. Меня очень поразила его память, которая сохранила значимые моменты.
- Говорят, что память стирает все. Но войну нельзя забыть. Какие события того времени хранит ваша память?
- В июле 1941 года территория Белоруссии, на которой я проживал, была оккупирована немецкими захватчиками, и находился я там до сентября 1942 года. В сентябре ушел в партизанский отряд Второй Белорусской партизанской бригады, где воевал до марта 1943 года. Вместе с отрядом осуществлял подрывные действия. Мы разбирали рельсы, чтобы вражеские паровозы не могли ходить, подрывали мосты, устраивали засады. Словом, как могли с тыла наносили урон врагу. В марте 1943 года нашу бригаду не взяли на фронт, так как мы были несовершеннолетними и не годились для прохождения службы в рядах Советской Армии. Тогда нас направили в распоряжение трудовых резервов. Так я оказался на Урале, в Магнитогорске. Было мне тогда 15 лет.
- В чем заключалась ваша работа в Магнитогорске?
- Несмотря на тяжелые военные условия, продолжалось строительство Магнитогорского комбината. Мы возводили мартены, доменные печи. Работали по 16 часов без выходных и в жару, и в лютые морозы. Были плохо одеты, почти разуты - на ногах были колодки на деревянной подошве. Обувь была неудобная, ноги замерзали. В День Победы 1945 года мне поручили залезть на стометровую мартеновскую трубу, чтобы установить знамя в знак того, что война закончилась.
- Много было таких юношей, как вы?
- Много. Я приехал в Магнитогорск вместе с 17 друзьями. А сколько еще таких же подростков собрались на уральской земле, чтобы обрести здесь свою новую родину…
- В мирной жизни бывает трудно понять, на что способен человек. Вы согласны, что война или не менее экстремальные обстоятельства, в которых оказались вы, сразу определяли характер и способности человека?
- Конечно! Шла жестокая борьба за жизнь. Но главное было не только выжить, а еще победить, остаться честным, сохранить человечность. Сразу становилось понятным, к чему люди были готовы, а к чему - нет.
- Были ли такие, которые прятались за спинами товарищей, хотели при любых обстоятельствах выжить?
- Думаю, что нет. Все были смелыми! Сражались, как могли, показывая при этом всю свою отвагу и мужество.
- Как вы относитесь к нынешнему поколению? Что хотите пожелать моим сверстникам?
- К сегодняшней молодежи отношусь нормально. Если сравнивать те годы и нынешние, то условия жизни, конечно, разные. Сегодня у молодых все условия для развития, не голодные, не холодные. Учеба - пожалуйста, учись, было бы желание. А пожелания мои будут простыми: главное, чтобы нынешнее поколение вело здоровый образ жизни, относилось к старшему поколению с уважением, помнило о нем и никогда не забывало то, что ради него предки отдали жизнь. Цените это, ведь ценнее стойкости и храбрости народа нет ничего на свете.
Я лишь могу только присоединиться к словам Леонида Герасимовича Шадурского, удивительного человека, героя не только 45 года, но и нынешних дней. Таких людей, как он, остались лишь единицы. Мы должны заботиться о ветеранах, как заботились они в свое время о нас. Мы должны продлить их жизни, как в свое время они подарили жизнь нам. Мы должны передавать память о них своим детям, чтобы она всегда была жива...