Повышение таможенных пошлин, цены на топливо, дорожающие страховки, новый технический регламент, повышение налогов - это, пожалуй, самые обсуждаемые темы в кругу автомобилистов.
За последние два-три года по стране не раз прокатывались организованные выступления граждан, возражающих против разного рода повышений и сборов, по сути - очередной обдираловки. Были и такие, что получали резонанс в центральных средствах массовой информации.
Магнитогорск в этом плане всегда оставался спокойным - у нас нет отделения ни одного крупного объединения автомобилистов, не было ни одного организованного выступления автолюбителей. Однако это вовсе не означает, что рядовые водители довольны нынешней ситуацией в стране. Похоже, теперь и у нас появилась инициативная группа, стремящаяся отстаивать права автовладельцев.
В субботу, аккурат в День конституции России, на площади Народных гуляний у мэрии в час дня стали собираться автомобилисты: стартовала всероссийская акция протеста. Ее участники клеили на стекла своих автомобилей листовки и повязывали желтые ленточки - символ этого мероприятия.
Городские власти, ГИБДД и УВД были заранее уведомлены о предстоящей акции, поэтому сотрудников милиции на площади было намного больше участников мероприятия. Даже карета скорой прибыла в назначенное время. А вот запланированного автопробега по центральным улицам города не состоялось - не было на то у автовладельцев разрешения. Хотя, читая новости в Интернете, нетрудно наткнуться на сообщения о том, что в крупных городах страны 12 декабря акции протеста автомобилистов переросли в столкновения с милицией, а многие намеченные автопробеги не состоялись, поскольку органы правопорядка блокировали участников.
- Инициаторами проведения Всероссийской акции протеста автомобилистов выступила Федерация автовладельцев России, - пояснил организатор мероприятия Ильгиз Закиров. - Мы с друзьями и знакомыми решили присоединиться, тем более нас поддержал лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев. Преимущественно мы общаемся с помощью Интернета, традиционные СМИ нас пока не очень жалуют. Если бы информационная поддержка была весомее, сегодня бы здесь собралось не три десятка автолюбителей, а гораздо больше - я в этом уверен. Мы выступаем за отмену закона, позволяющего регионам повышать транспортный налог в десять раз. Разумнее и логичнее включить его в стоимость топлива и распределять в региональный дорожный фонд. Но делать это необходимо таким образом, чтобы не подскочила цена бензина. Мы ратуем за отмену астрономических ввозных пошлин на автомобили - ставки необходимо снизить до уровня стран таможенного союза. Недавно вступивший в силу новый технический регламент необходимо пересмотреть, исключив пункты, ограничивающие свободу импорта и эксплуатации автотранспорта. Мы против создания платных дорог без качественной бесплатной альтернативы. И последний пункт наших требований - не позволять страховым кампаниям повышать тариф по ОСАГО.
Требований у автомобилистов немало. Удастся ли их отстоять? После недавних массовых выступлений, прокатившихся по многим городам, правительство, депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации отклонили законопроект о двукратном увеличении транспортной пошлины. Значит, глас народа, если он раздается мощно и требовательно, власть слышит. Но не все так просто: законодатели оставили регионам возможность повышать его в десять раз, пополняя местную казну. Есть опасность, что повышения этого налога теперь не избежать. Однако произойдет это не одновременно во всех регионах, а постепенно - тогда удастся избежать новых массовых выступлений автомобилистов.
Другой момент - ввозные пошлины на иномарки, повышение которых подняло на митинги едва ли не весь Дальний Восток.
- Я сам езжу на праворульном "нисане" - отличный автомобиль, - поясняет Ильгиз Закиров. - У многих друзей "бэушные" иномарки - они полностью соответствуют параметру "цена-качество". Но теперь уже вряд ли нам удастся поменять эти машины на что-то импортное и недорогое - таможенные сборы сделали такие автомобили недоступными для россиян. А отечественные автомобили безнадежно морально устарели, хотя стоят совсем недешево. Вот и получается, что у людей нет альтернативы, а ведь мы, по заверениям руководства страны, строим современную демократию. Безусловно, необходимо поддерживать отечественный автопром - это, в конце-концов, народное достояние, сотни тысяч рабочих мест. Но у меня, как гражданина, должен быть выбор: купить отечественный или подержанный иностранный автомобиль, который должен быть доступным.
С мнением участников акции трудно не согласиться: слишком часто в последнее время государство пытается решать финансовые проблемы за счет кармана налогоплательщика. И много в этом нелогичного, а финасово-экономический кризис лишь усугубил ситуацию. Лет десять назад автомобиль в нашей стране перестал быть роскошью, но некоторые недавние инициативы чиновников могут вновь сделать его недоступным подавляющему большинству наших сограждан. И пусть выступление автомобилистов в Магнитке было весьма и весьма скромным, но это тоже голос, который должен быть услышан.