Особенно в этом отношении страдала сфера культуры. Под колеса государственной машины попадало все, что так или иначе касалось массового сознания и, конечно же, особое место тут занимают средства массовой информации. Что же представляла собой тогдашняя журналистика? Имела ли она право голоса или являлась лишь идеологическим ресурсом государства? И чем советские газеты могут привлечь читателей нашего времени? В поисках ответов на эти вопросы я обратился к архиву газеты "Магнитогорский рабочий" за 1936-1939 годы. Изучать особенности советской журналистики мне довелось на примере материалов Александра Дерябина. Кстати, мой интерес к этому журналисту не случаен ? его имя увековечено на мемориальной доске, висящей при входе в редакцию "МР". Александр Филиппович - в числе тех журналистов, что отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной войне. Информации о нем практически не сохранилось.
Благодаря материалам архивов Министерства обороны России выяснилось, что Александр Филиппович Дерябин воевал в составе 189 танковой бригады, был призван на фронт в 1941 году, а в марте 1942 года (по другим данным - в марте 1943 года) пропал без вести. Получается, что единственным наследием журналиста Александра Дерябина являются его статьи, опубликованные в "Магнитогорском рабочем" в 1936-1939 годах. Центральными проблемами материалов были вопросы идеологические. Интересна статья "Учить молодежь стахановским методам работы". Цитирую Александра Дерябина: "… в цехах, на машинах, на станках, рядом с лучшими нашими стахановцами работает много молодых товарищей, которые еще не стали стахановцами, полностью не выполняют производственных заданий. Неужели эти молодые рабочие не желают работать так, как работают их передовые товарищи? Нет, сейчас у каждого нашего молодого рабочего заветная мечта - как можно лучше работать, как можно больше приносить пользы нашей родине, культурнее и радостнее жить". Именно этим обусловлено внимание журналиста к стахановскому движению. То, что не всем комсомольцам удавалось достигнуть показателей сверх нормы, вызвано было не отсутствием сил и стремлений. Дерябин утверждает, что причина кроется в плохой организации передачи опыта уже состоявшихся стахановцев вновь прибывшей молодежи. А это, говорит журналист, задача комсомольских организаций. Вот публикация "250 километров в три с половиной дня" о походе лыжной команды из Магнитогорска в Миасс. Александр Дерябин рассказывает о трудностях, сопровождавших лыжников в пути, и радушном приеме, оказанном им жителями колхозов. Журналист отмечает и недовольство участников похода организацией спортивного снаряжения, в чем они видят причину своих "дорожных" сложностей. Любопытна статья "Теплей и крепче дружба!" о совместной культурной работе коллектива театра имени Пушкина и рабочих. Вот что пишет журналист: "Встреча зрителей с артистами, безусловно, прекрасное начинание завкома металлургов в деле укрепления связи трудящихся с театром. И надо полагать, что оно послужит дальнейшему совместному сотрудничеству и росту нашего театра и рабочей самодеятельности". Тема досуга молодежи раскрывается и в статье "В общежитиях ФЗУ". Дерябин рассуждает о том, как заинтересовать представителей молодого поколения клубной работой: "Комсомольская организация должна явиться в этом основным помощником… Она должна выполнять роль организатора, застрельщика всех хороших начинаний. Надо укреплять все кружки кадрами способных, желающих выполнять большую работу руководителей".
Вряд ли можно найти значительные отличия в публикациях журналистов предвоенной поры, поскольку плановыми тогда были не только экономика, но и культурная, социальная сферы жизни общества. Стало быть, составляя портрет одного журналиста, можно увидеть образ всей журналистики того времени, характеризуемой не только стремлением критиковать все, что так или иначе выбивалось из понимания государственного устройства, но и призывающей исправлять ошибки. Тема труда, культуры рабочих - одна из главных для газеты "Магнитогорский рабочий" в советское время. Четкая идеологическая задача прослеживается практически в каждом материале, и это особенно бросается в глаза современному читателю.