«ММ» продолжает пополнять портретную галерею героев производства.
Первый учитель – тесть
Машинист экскаватора цеха подготовки аглошихты ПАО «ММК» Владимир Калугин награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Высокой государственной награды он удостоен за достигнутые трудовые успехи и многолетний добросовестный труд.
Цех подготовки аглошихты для Владимира Калугина стал родным. Уже двадцать пять лет он трудится здесь машинистом экскаватора – управляя многотонной махиной, подготавливает и отгружает железорудное сырьё, которое в дальнейшем отправляют в доменный цех или на аглофабрику.
Владимир Иванович родом из небольшого посёлка Башкирии. Там он и постиг азы будущей профессии. «После школы работал электриком. Затем служил в армии. После были курсы. Я попал сразу на монтаж нового экскаватора. Первый мой учитель – я его называю сэнсэй – мой тесть», – вспоминает машинист экскаватора.
Около десяти лет Владимир Калугин проработал в Туканском рудоуправлении – дочернем предприятии Белорецкого меткомбината. В 1997 году приехал в Магнитогорск, устроился на металлургический комбинат. С тех пор трудится машинистом экскаватора. По стопам отца пошёл и сын Владимира Ивановича. Правда, он выбрал локомотивный цех – работает помощником машиниста электровоза. Как рассказывает Владимир Калугин, сын приезжает и в ЦПАШ. «Машинисты даже смеются: папа грузит, сын отвозит», – улыбается Владимир Иванович.
За четверть века Владимир Калугин зарекомендовал себя как отличный специалист. В цехе его называют одним из лучших машинистов экскаватора.
«Владимир Иванович – работник с обострённым чувством ответственности. Неловко себя чувствует, если что-то неисправно. К нему прислушиваются не только молодые работники, но и я, как руководитель, обращаюсь, спрашиваю. Специалист на самых передовых позициях, поэтому это абсолютно заслуженная награда», – отзывается о своём подчинённом Сергей Кожевников, мастер службы ЦПАШ ГОП ПАО «ММК».
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – самая высокая из наград Владимира Калугина. Сам же он считает, что в этом больше заслуг коллег: «Это не мои заслуги. Это заслуги тестя, который меня научил, руководства, которое помогло всего достичь. Это мои ученики, я их всех знаю и помню поимённо».
Впрочем, на достигнутом Владимир Иванович останавливаться не собирается. Он и дальше намерен вносить свой вклад в производство и делиться накопленным опытом с молодёжью.
«Без комбината города нет»
Человек-энергия, по признанию коллег, и изобретательный кулинар – по мнению родственников. Всё это об Алексее Сотникове – машинисте крана участка взрывных ям копрового цеха ПАО «ММК». На Магнитогорском металлургическом комбинате высококлассный специалист работает более 40 лет. За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм он удостоен государственной награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
На участке взрывных ям копрового цеха ПАО «ММК» работают уникальные краны: № 32, способный поднять груз весом 72 тонны, и № 30 грузоподъёмностью сто тонн. Краны с клещевыми захватами весом по 15 тонн каждый перемещают крупногабаритный скрап, доставленный из Шлаксервиса, для дальнейшей переработки. Машинисту широкого профиля Алексею Сотникову под силу управлять обоими этими гигантами.
«Вообще, Алексей Владимирович не просто самый лучший. Он у нас уникум, суперпрофессионал копрового цеха», – рассказывает о своём коллеге исполняющий обязанности старшего мастера участка взрывных ям копрового цеха ПАО «ММК» Борис Гусев.
Свой трудовой путь на ММК Алексей Сотников начал в 1980-м году, работал машинистом крана во втором мартеновском цехе, после его закрытия успел обнаружить в себе новые таланты – получил 5-й разряд кондитера на пищевом предприятии.
«Устроился упаковщиком хлеба, потом делал плетёнки, сейчас с закрытыми глазами заплетать могу. Потом перешёл в кондитерский цех, куда позвали девчонки. Там, конечно, коллектив интересный был у нас, на всю фабрику было два мужчины-кондитера», – вспоминает Алексей Сотников.
Своих двух сыновей Алексей Владимирович тоже воспитал универсалами: они с лёгкостью могут приготовить и борщ, и плов – семьи сыты, жёны довольны. В роду Сотниковых многие связаны с комбинатом: машинистом крана работали супруга Алексея, старший сын, тёща. Отец на мартене был в своё время старшим разливщиком.
В день на участке взрывных ям разгружают порядка десяти сталеплавильных и доменных «козловых» – платформ, на каждой из которых минимум четыре единицы крупногабаритного скрапа, а это в совокупности восемьдесят тонн. При помощи массивных клещей машинист крана устанавливает груз на специальную площадку, бурильщики делают в нём отверстия, после чего глыбу перекладывают в яму, начиняют взрывчаткой, закрывают плитами и взрывают. Затем лом отправляется в электросталеплавильный цех.
Работа машиниста крана участка взрывных ям требует большой выдержки. Как рассказал Борис Гусев, работа в копровом цехе имеет свою специфику – «козлы» (так называют прибывающие в копровый цех из металлургических цехов остатки металла в ковше или печи) могут выскользнуть из клещей, приходится очень чётко работать, чтобы удержать груз в равновесии, что очень сложно. Но Алексей Сотников справился, проявив хорошую обучаемость.
«Хорошо, что я в копровый уже с шестым разрядом пришёл. Раньше работал машинистом разливочного крана в мартеновском цехе. Здесь тоже подсказывали. У меня очень хороший подкрановый, опытный, мы называем его «монстр взрывных ям» – он и бурильщиком работал, и подкрановым, всё знает, подсказывает. Мы с ним постоянно держим связь по рации», – поясняет нюансы работы Алексей Сотников.
О том, что удостоен государственной награды, Алексей Сотников узнал накануне своего дня рождения, это стало прекрасным подарком.
«Без комбината города нет, по-другому и быть не может. Не будет комбината – города не будет. Развивается комбинат, новые производства открываются – это радует, значит, город будет жить», – уверен Алексей Сотников.
Верность коксохиму
Верность производству всегда ценилась на ММК. За многолетнюю работу газовщик коксового цеха ММК Юрий Табачников был удостоен высокой государственной награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, которая стала заслуженным признанием его самоотверженного труда и высокого профессионализма.
Кажется, ему судьбой было уготовано стать металлургом. На Магнитогорском металлургическом комбинате работали его родители. Всю жизнь они трудились в управлении подготовки производства – отец завскладом, мать распределителем работ.
Сам Юрий Михайлович в металлургии с 1979 года. После окончания Магнитогорского горно-металлургического института по распределению попал на металлургический завод в город Чусовой Пермской области. Спустя три с половиной года вернулся на родину и устроился на ММК в коксовый цех газовщиком, посвятив комбинату 40 лет жизни. Смог стать мастером.
Юрий Михайлович работал на многих коксовых батареях и даже в самые сложные кризисные времена, коих хватало в истории страны и комбината, остался верен коксохимическому производству ПАО «ММК». За эти годы он приобрёл колоссальный практический опыт, которым охотно делится с молодыми работниками.
Будучи одним из самых опытных специалистов, сегодня он помогает строить новую 12-ю коксовую батарею. Сейчас это самый важный инвестиционный объект на промплощадке ММК. На данный момент на его строительство привлечено около трёх тысяч сторонних специалистов. Важную роль в пусконаладочных работах играют и ветераны коксохима. Разумеется, как настоящий профессионал своего дела, газовщик Юрий Табачников стал востребованным и на главной стройке коксохимического производства последних лет. В частности, в его ведении газоподводящая арматура – а это более 2,1 тысячи подводов. В каждую горелку нужно подать оптимальное количество газа.
«Необходимо выровнять температуру по длине батареи. Если обогрев неравномерный, где-то будет кокс недопечённый, где-то, наоборот, перепечённый, перегретый. Вот мы этим и занимаемся, чтобы не было таких эксцессов», – объясняет Юрий Табачников. – Сделать предстоит ещё очень многое. Но запуск 12-й коксовой батареи всё ближе и ближе. «Перевели третий блок батареи на постоянную схему обогрева. А ещё ранее на разогрев пустили четвёртый блок 12-й коксовой батареи. Сейчас трудимся на пусконаладочных работах. У нас впереди ещё второй и первый блоки».