«ММ» продолжает пополнять портретную галерею героев производства.
Металлург в третьем поколении
Сталевар установки внепечной обработки стали кислородно-конвертерного цеха ММК Александр Архипов отмечен почётным званием «Заслуженный металлург РФ». На комбинате он работает более тридцати лет, 25 из них – в ККЦ.
Кислородно-конвертерный цех загружен всегда. Именно здесь производят около восьмидесяти процентов всей стали ММК. Работники цеха нередко сравнивают процесс сталеварения с приготовлением супа, правда, в отличие от кулинарии, в металлургии ошибки недопустимы. Каждый этап приготовления «стального супа» требует внимания, знания технологии и ответственности.
На установке электрического нагрева стали жидкий металл превращается в сырьё с нужным химическим составом и температурой. «Бульон» варят на конвертере. На участке внепечной обработки стали, где работает Александр Архипов, в него добавляют все необходимые ингредиенты: ферросплавы и шлакообразующие. Задача сталевара Архипова – довести сталь до кондиции и подать на машину непрерывного литья заготовок. У каждой марки стали свой рецепт, своя «химия»: определённое содержание углерода, кремния, марганца и других компонентов. За эти характеристики и отвечает Александр Яковлевич. Таких рецептов в «кулинарной книге» сталеваров ККЦ – более сотни. Запомнить всё – нереально, выручает технологическая карта. Каждую смену только через один агрегат доводки стали проходят от 12 до 16 плавок. Каждая – 350-370 тонн раскалённого металла.
– У нас же непрерывная разливка, – поясняет Александр Архипов. – Это в мартеновском цехе плавку подняли, в изложницы разлили. А у нас не то что минуты – секунды считать приходится, чтобы вовремя отдать, на машину поднять.
Александр Архипов знает, о чём говорит. Свой трудовой путь на ММК он начинал в 1987 году с мартеновского цеха. Работал слесарем, подручным сталевара. В 1996 году перевёлся в кислородно-конвертерный цех, где спустя четыре года стал сталеваром. На установке внепечной обработки стали работает более двух десятков лет, так что цех рос и развивался на его глазах.
– Когда я пришёл в цех, здесь только два агрегата работали, плюс вакууматор, – вспоминает Архипов. – Всё внепечное уже после построили. Раньше одни кнопки были, ни компьютеров, ничего – чисто монитор с химией, да и марки стали попроще были.
Каждая рабочая смена полна неожиданностей. Раскалённый металл иной раз задаёт непростые задачи. Но коллеги Александра Архипова отмечают, что даже в сложных ситуациях он никогда не теряет присутствия духа и способности принимать верные решения. Своими знаниями и опытом Александр Яковлевич охотно делится с молодыми сталеварами.
– Он был наставником у десяти сотрудников, которые сейчас работают сталеварами, мастерами и руководителями в нашем структурном подразделении, – рассказывает исполняющий обязанности старшего мастера участка внепечной обработки стали ККЦ ПАО «ММК» Артём Федянин. – Звание, которое ему присвоили, он заслужил добросовестным трудом.
Связать свою жизнь с горячим металлом Александру Архипову – металлургу в третьем поколении – было предначертано судьбой. На ММК он пришёл осознанно и ни разу не пожалел о своём решении. К почётному званию «Заслуженный металлург РФ» Александр Яковлевич относится философски и считает, что это заслуга не только его, но и всей бригады – ведь качество стали зависит от каждого работника, задействованного в технологическом процессе.
– Один человек здесь ничего не сделает, – уверяет Архипов. – И подручные, и машинисты, все задействованы. Сталь – это общий труд.
Главная сила – сплочённый коллектив
Звание «Заслуженный металлург РФ» присвоено нагревальщику металла ЛПЦ-10 ПАО «ММК» Александру Наумову. Родному предприятию он отдал почти 37 лет своей жизни.
С участка, на котором работает Александр Николаевич, начинается технологическая цепочка десятого листопрокатного цеха. Сюда поступают слябы с машины непрерывного литья заготовок. Их необходимо разогреть в специальных печах по особой технологии до температуры примерно 1280 градусов. За один час с участка выходит более тысячи тонн металла.
– На участке построено четыре печи, для каждой марки стали – своё время и температуры, – рассказывает Александр Николаевич. – Заготовка проходит по печи, нагревается до нужных температур, выдаётся и отправляется в прокат на черновую группу клетей.
На комбинат Александр Наумов пришёл в 1984 году после окончания индустриального техникума и службы в армии. Молодого специалиста направили в листопрокатный цех на стан «2350» нагревальщиком металла. Через три года он уже работал старшим нагревальщиком. В 1990 году приказом по ММК Наумов отправился в Череповец – перенимать опыт на стан «2000» горячей прокатки, строительство которого началось два года спустя.
– В октябре 1990 года уехали в Череповец на три месяца, – вспоминает Наумов.
После этого нас два года переводили: то в отдел к главному прокатчику, то в четвёртый цех, то в старый. В 1992 году, когда стройка началась официально, нас перевели на строительство будущего десятого листопрокатного цеха.
После пуска стана Александр Наумов вернулся к профессии нагревальщика металла. Шутит, что знает цех до винтика, ведь за время строительства каждый болтик, каждая гайка прошли через его руки. В настоящее время Александр Николаевич имеет самый большой в цехе стаж работы на печах. Но, несмотря на опыт, подчёркивает, что горячий металл не позволяет допускать небрежности в работе. Труд Александра Наумова уже отмечен грамотой Министерства чёрной металлурги, званиями «Ветеран труда» и «Почётный металлург», в этом году он стал ещё и заслуженным металлургом России. На вопрос: «Что самое главное в работе?» старший нагревальщик металла отвечает не задумываясь – сплочённый коллектив. В горячих цехах – один в поле не воин.
Километры судьбы
Водитель автомобиля ООО «АТУ» Виктор Поляков отмечен благодарностью Президента РФ – за преданность профессии. За рулём Виктор Данилович уже более сорока лет и на своём опыте познал все тонкости нелёгкого и ответственного водительского ремесла.
Виктор Поляков управляет самосвалом и перевозит грузы, необходимые для работы Магнитогорского металлургического комбината. В 2006 году он принял новенький КамАЗ и проехал на нём уже более 250 тысяч километров.
– Стараюсь ухаживать за ним, беречь, если где-то что-то разболталось, обязательно подтяну, поправлю, – рассказывает Виктор Данилович. – Чувствую от него отдачу: не подводит в работе, на нём не страшно ни в огонь, ни в воду.
Рабочий день Виктора Полякова начинается в семь утра. За смену он успевает сделать пять рейсов и увеличить пробег своего самосвала на сотню километров.
– Вожу разные грузы по комбинату: сыпучие, всевозможные раскислители, мусор, словом, всё, что грузят из цехов. Продукцию завожу, отходы вывожу.
Водителем автомобиля Виктор Поляков мечтал стать с детства. Он с восторгом разглядывал мощные многотонные грузовики и верил, что однажды будет управлять одной из таких махин. Окончив общеобразовательную школу, Виктор сразу же поступил в автомобильную. В автотранспортный цех ММК он пришёл в 1984 году. Начинал работать на ГАЗ-51, возил контейнеры.
– Потом на КамАЗ пересел, – перечисляет Виктор Данилович. – А спустя время – на КамАЗ с прицепом.
За 37 лет работы в АТУ Виктор Поляков освоил управление самыми разными автомобилями: самосвалами, автобусами, транспортом с прицепом. Но больше всех Виктору Даниловичу пришёлся по душе КамАЗ – за удобство, доступность запчастей и быстроту ремонта. А вот за руль личного легкового автомобиля Виктор Поляков старается лишний раз не садиться. Потому что бережёт здоровье.
– Живу в посёлке Димитрова и стараюсь на работу и обратно ходить пешком, а не на машине ездить,– поясняет Виктор Данилович.– За смену так наездишься, что пройтись – одно удовольствие.
Свою любовь к профессии Виктор Поляков передал и двоим сыновьям. Как и отец, они стали водителями автомобиля. А сам глава семейства за верность профессии и добросовестность удостоен высокой награды.