В КОМАНДИРОВКУ на старейший сталелитейный концерн мира «Тиссен Крупп Стил» магнитогорские металлурги давно нацеливались.
План удался в юбилейный для ММК год, что стало подарком, достойным профессионалов. Передовой опыт группа наших делегатов усваивала воочию. Две недели стажировок на основной промышленной площадке концерна в Дуйсбурге – об этом во многих российских компаниях только мечтают.
В Германию делегировали открытых к новаторству прогрессивных молодых командиров производства. Все пятеро – успешные участники кадрового проекта «третьих замов»: так называется программа для «начинающих» с резерва на должность руководителя цеха. Достижения «Тиссен Крупп» изучали заместители начальников: из листопрокатного цеха – Павел Кравченко, ЛПЦ-3 – Максим Краснов, цеха покрытий – Эдуард Радионов. И уже поднявшиеся на ступень по карьерной лестнице заместитель начальника управления производства Борис Сарычев, начальник кислородно-конвертерного цеха Сергей Ушаков. Стажировались в группе, разделив ответственность за блок серьезных вопросов: управление проектами и охрана окружающей среды, техника безопасности и менеджмент качества, планирование производства и ремонты, ККЦ, домна и литейно-прокатный модуль…
– В ходе стажировки знакомились с концепцией развития компании «Тиссен Групп Стил» по персоналу и производству, – рассказывает руководитель делегации начальник отдела руководящих кадров ММК Александр Зеркин. – Многое нам известно. Сверили перспективные направления, оценили, на каком этапе сегодня находимся.
В Германию магнитогорская делегация ехала, опираясь на факты прозрачной истории концерна. Предприятие отсчитывает возраст и копит традиции еще с девятнадцатого века, сегодня являясь сравнительно молодым объединением хорошо известных брэндов «Тиссен» и «Крупп». В годы Великой Отечественной они начали производство брони для военных действий, на что Магнитка выставила свой крепкий щит и победный меч. В прошлом два противоборствующих лагеря сейчас даже не конкуренты – у каждого свои давно уже мирные рынки сбыта. Годовое производство «Тиссен Крупп» в 15 миллионов тонн стали, из которых почти половина – лист для европейских автомобиле-строителей. Металлургический цикл концерна аналогичен производственной цепочке на ММК, так что стажировка оправдала все ожидания.
Педагоги, они же – начальники бюро, отделов, лабораторий германского концерна – не скрывали лучших наработок и даже выдавали порционно информацию о секретных ноу-хау. Среди таковых «легенда» об уникальном комплексе, где нержавеющую сталь разливают на валки с суперохлаждением, сразу получая готовый прокат. Каким составом оборудования – остается только догадываться. Экскурсии на редкостную площадку категорически запрещены. Зато довелось побывать на полигонах не менее интригующего исследовательского центра: на мини-заводе создают, апробируют и доводят до ума все новые технологии – опытные марки стали, всевозможные режимы нагрева и методики покрытий. Одна из новейших и еще не переданная на цеховой поток разработка – производство металла с покрытием «магнезия», которое процентов на восемьдесят легче, чем цинковое. А борьба за каждый килограмм веса кузова или другой части авто идет нешуточная. Лучшие инженерные умы решают задачу максимально облегчить автомобиль, сохранив при этом его качество и безопасность.
Вообще, с автомобильными магнатами у «Тиссен Крупп» отношения особые: чтобы удержать постоянных потребителей – а это два крупнейших в Европе «Даймлер Крайслер» и «Фольксваген», германские металлурги специально организовали инжиниринговый центр. Методично разрабатывают новейшие концепции для производства автомобиля, включая аэродинамику кузовов, надежность крепления узлов или различные компоновки глушителей. И просто дарят идеи автомобильным концернам. Показали нашей делегации даже участок, где «прикидывают» корпус автомобиля 2010 года. Вот так, взяв инициативу в свои руки и продвигая перспективные материалы, детали и модели, металлурги стали двигателем для автопрома.
Все привезенные делегацией ММК впечатления – с техническими «достопримечательностями». Это не удивительно: общались-то профессионалы с профессионалами. С понятным истинному металлургу удовольствием ходили на экскурсии по промышленной площадке, в тесном соседстве с которой мирно сосуществует жилой сектор. В прошедшем году концерн направил значительные средства на экологию – очистку воды и воздуха, утилизацию отходов производства. Строительство каждого объекта там начинают с расчета экологических мер. Впрочем, этой арифметикой, как и чистотой-красотой ухоженной промплощадки, «Тиссен Крупп» не удивил магнитогорских металлургов.
– Территория ММК сегодня выглядит на том же благородном уровне, – справедливо подчеркивает Сергей Ушаков. – И все новые стройки наш комбинат ведет в тесной связке с экологией. Недавний пример – пуск электросталеплавильного цеха с современным газоочистным комплексом.
А вот в вопросах техники безопасности германского концерна, где зафиксирован низкий уровень травматизма, сделали немало открытий.
– В концерне – железная дисциплина. Как написано в правилах, так и будут делать: ни шага влево, ни шага вправо, – утверждает Максим Краснов.
– Все знают: если работнику провели инструктаж, а он заведомо нарушил правила ТБ и травмировался, то никакой ответственности не несут ни его руководители, ни предприятие. Виноват в этом случае только он сам, – поясняет Павел Кравченко.
– Такой подход закреплен на законодательном уровне, – продолжает Максим Краснов. – Причем, в отличие от нас, инструктаж для работника проводят не дважды, а раз в год, промежуточная проверка знаний и вовсе запрещена, потому что это противоречит правам человека.
Служба охраны труда «Тиссен Крупп», в свою очередь, нашла творческий подход к обучению сотрудников – немцы снимают кино по мотивам техники безопасности. Режиссируя конкретный несчастный случай, прибегают к актерскому мастерству, не отказываясь и от компьютерных технологий. А в итоге сотрудник видит наглядную картину: свое рабочее место и все возможные травмы. Нашей делегации тоже демонстрировали популярный в корпорации «детектив». Эпизоды абсолютно разные: история о том, как человек получает ожог на горячем производстве; сюжет о рабочем-велосипедисте, который передвигается по территории предприятия и падает на железнодорожном переезде. Персонал учат, как не надо делать, на опыте героев фильма, в котором, разумеется, никто не пострадал. «Киноленту» вывешивают для открытого просмотра во внутренней сети, в библиотечке корпоративного сайта.
В концерне добились минимальных простоев и аварийности. Есть в том и лепта не затратной социальной рекламы – наглядной агитации. Перед входом в цех вывешивают табличку, сколько времени проработали без аварий: в бытовках сталеплавильного производства, к примеру, было «нарисовано» – 27 дней. Такое ненавязчивое напоминание о совместном достижении и общности интересов…
В целом, поездка дала немало информации для размышления. А чем хорош немецкий опыт для металлургов Магнитки, покажет время. Участники делегации уже представили высшему руководству отчеты с «защитой» лучших идей.