С Евгений Ложкиной мы встретились на станции Топливная, где работница проходит стажировку на должность диспетчера. Вместе со станциями Прокатная и Отвальная Топливная входит в состав десятого железнодорожного района.
Разница между дежурной и диспетчером зависит от размера станции, поясняет исполняющий обязанности начальника района Евгений Боднар. На небольших станциях – дежурные, на больших – диспетчеры. Увеличивается и количество людей, которые находятся в подчинении диспетчера: два приёмосдатчика груза и багажа, старший приёмосдатчик, оператор поста централизации. Перевозку грузов осуществляют четыре локомотива. Топливная обслуживает ключевые цехи ММК – ККЦ и ЛПЦ № 10. Кислородно-конвертерный цех производит подкат для ПТЛ и ЛПЦ № 4, не менее производительно трудится и десятый листопрокатный цех, отгружая в сутки до восьми тысяч тонн. Кроме того, через Топливную проходят транзитные поезда на станции Западная и Кольцевая. Ответственность на диспетчере – огромная. Именно он планирует маршруты движения локомотивов с вагонами, отвечает за безопасность и ритмичность движения, чтобы ни люди, ни техника не пострадали. Всё это – в режиме реального времени.
– Евгения Ильясовна в управлении логистики трудится тринадцать лет, прошла путь от приёмосдатчика груза и багажа до дежурной по станции, – отмечает Евгений Боднар. – Когда выбирали кандидатуру на звание «Женщина-железнодорожник», то учитывали не только стаж, но и отсутствие нарушений, нареканий. Евгения Ильясовна под все критерии подходит идеально. Она, как дежурный по станции, организует работу локомотивной бригады – машиниста и помощника, для этого нужно обладать не только определённым складом ума, но и характером, авторитетом, чтобы мужчины слушали. Приятно, что из всех цехов, районов выбрали именно её. Сейчас Евгения Ильясовна работает на Прокатной станции – участок довольно тяжёлый, обслуживает ЛПЦ № 11.
В сутки отгрузка составляет 3400 тонн продукции плюс подкаты для других цехов.
В перевозках задействованы полувагоны, контейнеры.
Рассказывая о своём производственном пути, Евгения Ложкина отмечает, что на железную дорогу попала «с улицы». Работала кладовщиком в одной из городских организаций, узнала от знакомой, что на ММК требуются приёмосдатчики груза и багажа. Загорелась идеей попробовать себя в новом деле и через некоторое время пришла на собеседование.
– В семье работников ММК и тем более железнодорожников до меня не было, поэтому сильно волновалась, – вспоминает Евгения. – Меня сразу напугали, что работа тяжёлая, ответственная. Но я довольно быстро освоилась и втянулась в рабочий процесс. Спасибо коллегам, которые подсказывали, поддерживали. Начинала на станции Топливной, потом меня дублировали на оператора и перевели на Прокатную. Чтобы двигаться дальше, требовалось высшее образование, я восстановилась в университете, окончила, и меня утвердили дежурной по станции.
Семь путей, десять тупиков, два локомотива, две локомотивные бригады – описывает Евгения Ложкина зону своей ответственности. Работы хватает всем. Много «разборок». Этим термином железнодорожники обозначают трудоёмкий процесс формирования вагонов в определённой последовательности. Дело в том, что локомотивы привозят вагоны, предназначенные для разных тупиков, и чтобы подать их в определённые тупики, нужно расформировать состав, а из тупиков вывести гружёные вагоны. Затем состав формируют заново.
– Вся информация в голове, запоминаешь, куда какой вагон поставила, продумываешь, как проще и быстрее сделать разборку, чтобы сформировать поезд, – рассказывает Евгения. – Лет семь назад я уже дублировалась на станцию Топливная, но мне не хватало опыта, было тяжело, и я отказалась. Сейчас легче. Многое уже знаю и умею. На станции Прокатной везде установлены камеры, которые выведены на экран, и я в любой момент могу посмотреть, где какая локомотивная бригада. Сейчас много молодых рабочих – машинистов, помощников, им уделяю особое внимание во избежание несчастных случаев.
Все действия на железной дороге расписаны едва ли не поминутно, подчёркивает Евгения.
На обработку того же тупика – вывести и подать вагоны – выделяется определённое время. Например, с пуском АНГЦ-3 на станции Прокатная значительно увеличился поток вагонов с металлом. Вместимость тупика, в который они приходят, небольшая, а технология погрузки предусматривает ограниченное количество рулонов в вагоне, поэтому металл в тупике заканчивается быстро, и практически всю смену один из локомотивов подкатывает туда новые вагоны с рулонами. На то, чтобы добраться до тупика, вывести оттуда вагоны и переехать с грузом в АНГЦ-3, уходит десять-пятнадцать минут.
– На Топливной всё сложнее. Станция обслуживает два крупных цеха, – подчёркивает Евгения. – Здесь много проходящих поездов, есть поезда, которые нельзя останавливать, то есть постоянно должен быть свободный путь, по которому можно прогнать его через нас с одной станции на другую. Например, графиковые поезда, которые идут конкретно по времени, и их ни в коем случае нельзя тормозить. Всё это нужно знать, помнить, держать в голове.
О присвоении звания «Женщина–железнодорожник» Евгения Ложкина узнала случайно и удивилась: почему выбрали именно её, ведь в управлении логистики столько достойных, опытных, высокопрофессиональных работниц. Здесь каждая достойна этой награды, уверена Евгения. Стать первой на ММК обладательницей столь почётного звания – приятно и ответственно. Но к ответственности железнодорожникам комбината не привыкать.
– Приятно, что мою работу заметили и столь высоко оценили, – признаётся Евгения. – Ни одного дня не пожалела, что однажды связала свою жизнь с комбинатом и управлением логистики. К работе прикипела душой. Люблю железную дорогу за строгость и дисциплину. Я человек подвижный, активный, и эта работа очень мне подходит. Всё в движении, никакого застоя, одна смена не похожа на другую. Кроме того, нужно постоянно учиться, развиваться, расти профессионально. Вот уже тринадцать лет хожу на работу с удовольствием.