Прокатный стан 2500 в ЛПЦ-4 – невероятный по сложности агрегат. Нагревательные печи, рольганги, валки, клети – он состоит из множества механизмов. Крайне важно, чтобы каждый из них работал исправно, и за этим следят опытные специалисты. Среди них – слесарь-ремонтник «Прокатсервис №2» ООО «Объединённая сервисная компания» Ярослав Самодед.
В этом году он отмечает юбилей профессиональной деятельности – двадцать лет в четвёртом «листе». Туда Ярослав пришёл после учёбы в тринадцатом лицее, где осваивал профессию слесаря-ремонтника металлургического оборудования.
– Специальность выбрал из практических соображений, – рассказывает он. – Понимал, что слесари будут востребованы всегда, и что бы ни случилось, я найду работу.
Собственно, так и вышло. Более того, поиском работы вчерашнему студенту даже не пришлось заниматься, всё получилось само собой: на выпускном экзамене были представители ЛПЦ-4, которые рассказали о цехе и сообщили, что подразделению нужны молодые ремонтники. Ярослава это сразу заинтересовало, так что после лицея он устроился именно в четвёртый листопрокатный.
На тот момент о комбинате парень знал лишь то, что это большое предприятие. И только впервые попав на промплощадку, понял, насколько оно большое. Именно масштабы нашего промышленного гиганта – первое, что впечатляет «новобранцев» ММК, и Ярослав не стал исключением.
Поначалу он находился, что называется, в «комнатных» условиях: изучал инструкции, находясь в мастерской. И уже потом, спустя несколько недель, стал потихоньку знакомиться с оборудованием.
– Работал с наставником, смотрел, как и что он делает, слушал, перенимал опыт, – вспоминает Ярослав. – Потом начал самостоятельно выполнять те или иные задания, и со временем их становилось всё больше. Прокатное оборудование сложное, многокомпонентное. В цехе четыре службы: механики, электрики, гидравлики и энергетики. Я занимаюсь энергетическим оборудованием – подаю энергоносители: воду, пар, газ, азот.
Обязанностей у него немало. Во-первых, обход стана и выявление неисправностей – прежде всего тех, которые могут послужить причиной несчастного случая или застопорить производственный процесс. Здесь Ярослав почти что доктор, поскольку верит только фактам, а сами факты основаны на множестве измерений – температуры, шумов, вибраций. Он «вооружён» необходимым инструментарием, да и сам стан снабжён десятками приборов, позволяющих проводить диагностику. Некоторые из них выводят необходимые показатели прямо на посты управления технологам, и те, в случае отклонений, связываются с ремонтниками. В случае отказа оборудования, Ярослав приходит на место и выясняет, что именно сломалось. А затем сообщает о поломке руководителю, и тот решает – чинить или менять.
Во-вторых, Ярослав занимается техническим обслуживанием энергетической «начинки» стана 2500 и заменяет элементы, отслужившие свой срок – ремни, фильтры и так далее.
Ну и в-третьих, целевые задания, которые он с коллегами получает во время сменно-встречных собраний.
– Обязательно проходим инструктаж. Обсуждаем те меры безопасности, которые необходимы для выполнения конкретных заданий, – добавляет Ярослав. – У нас есть план действий на любую ситуацию, даже аварийную.
А в следующем году он отметит ещё один юбилей – десять лет на должности профгрупорга. В профсоюз Ярослав вступил сразу, как только устроился на комбинат, однако до 2014 года лишь состоял в «первичке». Однако с переходом в ОСК познакомился с доверенным лицом – Виталием Тумановским, и стал больше интересоваться делами профкома.
– Понял, что это очень многогранная организация, перед которой стоит масса интересных задач, – говорит Ярослав. – Стал потихоньку помогать Виталию Сергеевичу, и вскоре мне предложили стать профгрупоргом. Соглашался уже без раздумий.
В какой-то мере новая ответственность помогла нашему герою выйти из зоны комфорта. До того, как принять обязанности профгрупорга, он не очень любил общаться – предпочитал слушать или читать, узнавая разные истории именно таким образом. А работа в профсоюзе дала Ярославу много новых навыков. Например, он научился поддерживать длительный диалог или задавать вопросы так, чтобы у собеседника возникало желание ответить как можно полнее.
В цехе «под крылом» Ярослава пятьдесят два человека. Довольно большой коллектив, и профгрупоргу необходимо знать о каждом довольно много. Индивидуальный подход никто не отменял, так что отчасти Самодеду пришлось стать психологом.
– Порой приходится приложить немало усилий, чтобы человек смог вникнуть в тот или иной вопрос. Или помочь справиться с неуверенностью, убедить в важности того или иного события, – перечисляет он. – Но с каждым годом это становится проще, поскольку я уже хорошо знаю, чем живёт мой коллектив. И когда, например, поступает информация о каком-то мероприятии, мне сразу понятно, кому оно будет интересно.
В 2021 году Ярослав дебютировал в конкурсе профгрупоргов. Причём для него и ещё нескольких коллег по профсоюзу испытания пошли немного не по плану. Ребята опоздали к началу, и организаторы прямо на месте решили сымпровизировать, дав дополнительное задание – убедить остальных участников принять «опоздунов» в свой коллектив. Без лирики, чётко, аргументировано, используя профсоюзные навыки. Как признался Ярослав, это было довольно стрессово, впрочем, не исключено, что именно такая встряска в начале помогла ему достойно выступить на конкурсе и занять второе место.
Спустя год он повторил успех, вновь завоевав «серебро». Конкурс оставил исключительно тёплые воспоминания и дал очень многое. Сами задания заключались в моделировании различных ситуаций. Достаточно сложных, требующих подумать, как лучше повести себя в том или ином случае.
– Например, что делать, если пришёл человек и сказал, что хочет выйти из профсоюза. Это для профгрупорга хуже всего, – рассуждает Ярослав. – Значит, есть вероятность, что в самой организации какие-то проблемы. И всё это необходимо выяснить, чтобы попытаться сохранить человека в профсоюзе.
Обязанности профгрупорга для нашего героя – не только общественная нагрузка, но и хорошая школа жизни. Сейчас он уже не представляет себя без этого дела и не сомневается: впереди ещё много свершений.