Кислородный цех с полным правом можно назвать «легкими» Магнитогорского металлургического комбината. Именно он делает «вдох», вбирая атмосферный воздух, который затем, благодаря сложнейшему оборудованию, разделяется на множество необходимых в производстве веществ. В цехе получают кислород, азот, аргон, криптоно-ксеноновую и неоно-гелиевую смеси. Их качество необходимо постоянно контролировать, и лаборант химического анализа Ирина Баландина – одна из тех, кто ежесменно выполняет эту сложную и важную работу.
– Делаем более ста сорока видов анализов, – рассказывает Ирина Александровна. – На двух станциях цеха одиннадцать блоков разделения воздуха, и мы проверяем всё, что они выдают, на качество, взрывобезопасность и так далее, определяем температуру точки росы. Также выполняем анализы на жёсткость воды. Она должна быть «мягкой», без солей, иначе рано или поздно оборудование, на котором используется вода, придёт в негодность. Работаем и с технической водой. Её проверяем на содержание нефтепродуктов, железо, удельную электропроводность. Помимо этого контролируем качество масла с компрессоров. Здесь обращаем внимание на вязкость, кислотное число, содержание воды, температуру вспышки.
О работе лаборатории Ирина Александровна рассказывает подробно и увлечённо – как может рассказывать только тот человек, который находится на своём месте. Хотя решение стать химиком-лаборантом она приняла практически спонтанно. В школьные годы химия не входила в число любимых предметов Баландиной, а «распробовать» эту науку помогла учёба в тринадцатом училище.
– Во многом всё получалось благодаря нашему преподавателю – Любови Коршуновой, – продолжает Ирина Александровна. – Потрясающий педагог. Объясняла предмет максимально доступно, к каждому учащемуся относилась с добротой, так что и мы старались.
Вдобавок Ирина Александровна понимала: раз уж поступила и осознанно сделала выбор в пользу этой специальности, то нужно трудиться. Вникать, запоминать, стараться изо дня в день, постигая тонкости одной из самых сложных наук. Так девушка и поступала, а химия постепенно становилась частью её жизни.
Первое знакомство с промплощадкой ММК состоялось на производственной практике. Ирина Александровна попала на рудоиспытательную станцию и окунулась в настоящий водоворот дел. Отбор проб, проведение анализов, изучение данных… Контраст между химией из учебников и химией «живой» был огромен, и это впечатляло.
Кислородный цех, куда Ирина Александровна после училища попала по распределению, оказался не менее интересным. На тот момент ей было всего восемнадцать, громада ММК впечатляла и даже немного пугала. Вдобавок в училище давали только общие знания, так что с оборудованием и сутью работы в лаборатории Баландина знакомилась уже непосредственно на промплощадке. Но тут ей опять повезло с руководителями – ведущим инженером лаборатории Ниной Александровной Вейенской, инженером Тамарой Михайловной Шевченко и замечательной наставницей Надеждой Александровной Сарафанниковой.
– Процесс обучения идёт до сих пор, – отмечает Ирина Александровна. – Мы регулярно повышаем квалификацию, узнаём о новых методах анализа. В лабораторию поступает современное оборудование, которое тоже необходимо осваивать.
И, по словам Баландиной, всё это очень интересно. Профессия химика-лаборанта подразумевает постоянное развитие, обретение новых знаний и навыков. Не так давно, например, цех получил сертификат на производство медицинского кислорода. Соответственно, и у Ирины Александровны прибавилось работы, поскольку его тоже нужно проверять на качество.
Лаборатория химанализа кислородного цеха – это несколько просторных помещений с компьютерами, хроматографами, аппаратами Гемпеля и ОРСА, всевозможными колбами, пробирками, инструментами… С непривычки разбегаются глаза и чувствуешь себя героем программы «Галилео» (12+), однако Ирина Александровна здесь в своей стихии и с удовольствием рассказывает, что и для чего нужно.
– С помощью аппарата Гемпеля, например, определяем содержание кислорода в воздухе, – Баландина указывает на простое с виду устройство: деревянная рамка, резиновые и стеклянные трубки, большая колба, наполненная тёмно-синей жидкостью. А рядом на столе стоит открытый термос с заиндевевшим горлышком, над которым вьётся дымок. Внутри – жидкий кислород, температура которого составляет минус сто восемьдесят три градуса.
За годы работы в лаборатории кислородного цеха интерес к выбранному делу у Ирины Александровны не угас ни капли. Плюс ко всему – замечательный и дружный коллектив. С коллегами ей везёт на протяжении всего трудового пути.
– Лаборатория – как второй дом, а все девочки уже давно родные, – делится Ирина Александровна. – Мы можем обсудить всё что угодно, поддерживаем друг друга, учимся.
Однако, тут же добавляет она, большая часть разговоров по душам происходит во время обеденного перерыва. Как-никак ответственность на лаборантах колоссальная, а от качества их работы зависит исправность оборудования во многих цехах комбината.
В канун Дня металлурга Ирину Александровну отметили почётной грамотой губернатора Челябинской области. Эта награда не первая на счету Баландиной. У неё уже есть благодарственное письмо главы региона и почётная грамота, врученная мэром Магнитогорска.
– Такие события – всегда неожиданность и приятный сюрприз, – говорит Ирина Александровна.
Её рабочие будни проходят среди оборудования и растворов, а отдыхать наша героиня любит, общаясь с природой – в саду. Долгое время она ездила туда строго по необходимости, но сейчас хлопоты на грядках характеризует просто и понятно: «релакс». Ну а самая большая радость для Ирины Александровны сейчас – трёхлетняя внучка Алиса.