Устойчивая работа ММК
Немногим более года назад коммерческая служба Магнитогорского металлургического комбината отметила 90-летие. Да-да, служба снабжения комбината старше его самого на три года, и в этом нет ничего удивительного, ведь и сам ММК, и город Магнитогорск возводились практически на пустом месте, в голой степи, поэтому все необходимое нужно было заво-
зить издалека. Таким образом, уже в первые годы своего существования служба снабжения сыграла ключевую роль в обеспечении различными материалами и оборудованием гигантской стройки у подножия Магнитной горы.
Во все времена под разными названиями коммерческая служба неизменно решала актуальные задачи по обеспечению устойчивой работы комбината, а теперь и Группы компаний ММК, гарантируя бесперебойные поставки всех видов материально-технических ресурсов, начиная от сырья, топлива и материалов, заканчивая средствами индивидуальной защиты.
Но вряд ли, принимая год назад многочисленные поздравления от коллег и партнеров, специалисты коммерческой дирекции ПАО "ММК" могли даже предположить, как изменится их жизнь в самом недалеком будущем и какие непривычные задачи им придётся решать.
- Сергей Александрович, как повлияли на работу коммерческой дирекции карантинные меры, введенные в нашей стране?
- Конечно, с введением в Российской Федерации режима повышенной готовности и различных ограничительных мер в связи с угрозой распространения COVID-19 работа коммерческой службы ММК претерпела существенные изменения. Уже в марте около 80 процентов сотрудников дирекции в целях снижения риска заражения были переведены на удаленный режим работы. При этом, должен отметить, успешная работа нашего персонала непосредственно из дома была бы невозможна без квалифицированной поддержки специалистов ООО "ММК-Информсервис". Немалую роль сыграла и отлаженная работа по информатизации всех систем, проводимая на ММК в рамках стратегической инициативы "Индустрия 4.0". В принципе, в этом направлении мы работали давно. Процесс "Снабжение" у нас полностью автоматизирован в корпоративной информационной системе ПАО "ММК". В 2007 году ММК ввел в промышленную эксплуатацию собственную электронную торговую площадку на базе Oracle EBS. С 2010 года на ней проводятся открытые торги (со свободным доступом контрагентов), и число поставщиков, участвующих в торгах, за эти годы выросло с нескольких десятков до нескольких тысяч.
- Наложила ли ситуация с коронавирусом какой-то отпечаток на специфику работы дирекции, добавились ли новые задачи?
- Безусловно, в новых условиях круг задач и уровень ответственности коммерческой дирекции многократно возросли. К традиционным задачам коммерческой службы ММК по обеспечению бесперебойности технологических процессов компании добавились программы по предупреждению заболеваний COVID-19 среди работников ММК и благотворительной помощи, осуществляемые по решению председателя совета директоров ПАО "ММК" Виктора Рашникова. Вы, полагаю, знаете, что на благотворительные цели было выделено 500 млн. рублей. В числе реализуемых мер этой поддержки - приобретение для медицинских учреждений Магнитогорска аппаратов ИВЛ, прикроватных мониторов, инфузионных систем и другого медицинского оборудования. Для школьников из малообеспеченных семей, вынужденных перейти на дистанционное обучение, а также для молодых педагогов магнитогорских школ были приобретены планшеты и ноутбуки.
Для детских домов и интернатов приобретаются бесконтактные термометры, а для дежурных групп детсадов - дезинфицирующие облучатели-рециркуляторы.
Определённые категории одиноких пенсионеров и малоимущих жителей города получают продовольственные наборы и комплекты средств индивидуальной защиты. И решение всех этих, во многом непривычных задач, связанных с приобретением и доставкой широчайшей номенклатуры товаров, легло на плечи сотрудников нашей коммерческой дирекции.
Не дать стройке потерять темп
- А как с решением традиционных задач обеспечения потребностей гигантского металлургического производства?
- Если говорить о традиционных для нас видах материально-технических ресурсов - сырьевых, топливных, различных расходных материалах, то в целом особых сложностей не возникает, у нас налаженные отношения с поставщиками, а сама процедура закупа довольно стандартизирована.
Сложнее оказалось решить вопросы с приобретением и доставкой некоторых видов оборудования, необходимых для продолжения нашей инвестиционной программы
Ведь, как вы понимаете, без ритмичных поставок основного и вспомогательного оборудования металлургических агрегатов невозможна как бесперебойная работа действующих производств, так и реализация масштабных инвестиционных проектов ММК последних десятилетий.
Сегодня активно реализуются и вступают в интенсивную фазу завершения проекты реконструкции второй доменной печи и стана "2500" горячей прокатки. Ни для кого не секрет, что сегодня большая доля металлургического оборудования - импортного производства. И в условиях тотального закрытия границ обеспечить поставки такого оборудования зачастую очень непросто. На первом этапе возникли определенные сложности с поставками из Китайской Народной Республики, как раз находившейся в острой фазе развития эпидемии. Потом возникли вопросы с поставками оборудования из Европы. Но здесь мы общими усилиями (не только коммерческой дирекции, а всех служб комбината) отработали как единая команда и смогли обеспечить поставки точно в срок. К решению этих вопросов подключались специалисты всех уровней. Когда мы сами не могли решить вопрос, то обращались за помощью к основному акционеру, чтобы темы, связанные с реализацией инвестиционных проектов, были вынесены на правительственный уровень и решены вопросы пересечения границ, создания транспортных коридоров и т. д. Пока идем в полном графике, все необходимое оборудование находится на производственной площадке. Таким образом, мы никак не сдерживаем наших подрядчиков, осуществляющих монтаж технологического оборудования.
Сложности текущего момента
- Накладывает ли свой отпечаток текущая эпидемическая ситуация на условия закупок, в первую очередь столь дефицитных сегодня средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств?
- Часть средств индивидуальной защиты (СИЗ) - респираторы, халаты и т.д. - в плановом порядке поступали на комбинат, и их закуп представлял определенную стандартизированную процедуру. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших контрагентов, благодаря которым мы везли СИЗы по той же самой цене, в тех же самых объёмах, что и раньше.
Вместе с тем, у нас сегодня появились абсолютно новые задачи, требующие зачастую нестандартных решений. Ситуация усугублялась ажиотажным в условиях пандемии спросом на многие позиции, оборотной стороной которого, как вы знаете, всегда является серьезная спекулятивная составляющая в цене. Ограничительные меры по всему миру также усложняли доставку необходимой продукции в срок.
Непросто решались вопросы и с закупом дефицитных медицинских масок, других средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств. Если раньше наша обычная потребность в респираторах составляла около 200 тысяч штук в месяц, то теперь она увеличилась вдвое. Потребовалось приобрести сотни тысяч медицинских масок, большое количество специальных средств для дезинфекции воздуха в помещениях, средств для обработки проходных, улиц, средств для дезинфекции рук.
Только в апреле по отдельной программе COVID по всем направлениям нами было потрачено свыше 350 млн. рублей.
На первом этапе, чтобы закрыть эти потребности, приходилось покупать товарные позиции из наличия и везти самым коротким путём. Но все-таки рынок делает свое дело, а спрос рождает предложение. Ажиотажный дефицит всей этой номенклатуры спадает, и мы переходим в свой стандартный режим работы. Сейчас многие производители СИЗ перестроили свою работу и кратно увеличили предложение. Вам, наверное, приходилось слышать о ценах на одноразовые медицинские маски, которые достигали 45-50 рублей оптом! Сегодня многие предлагают уже по 15 рублей, и, я думаю, это не предел.
У нас всегда есть выбор на нашей электронной торговой площадке, поскольку очень многие хотели бы работать с Магнитогорским металлургическим комбинатом как надежным партнером. Таким образом, сегодня работу по этим позициям мы ведем в рабочем, плановом порядке и каких-либо проблем по обеспечению ими как наших сотрудников, так и в рамках реализуемых благотворительных программ, не видим. И если будут поставлены новые задачи, надеюсь, мы также своевременно сможем привезти всё необходимое.
Не допустить худшего сценария
- Какой главный приоритет в работе коммерческой службы в сегодняшних непростых условиях?
- Обеспечить бесперебойные поставки всех необходимых материально-сырьевых ресурсов точно в срок. Сегодня на эти поставки ориентированы работа, быт и безопасность не только работников комбината, но и многих жителей нашего города. Например, обеспечение средствами индивидуальной защиты пожилых людей, находящихся в зоне особого риска, также стало нашей зоной ответственности. Показательна ситуация с приобретением компьютерной техники для школьников Магнитки. Когда вся Россия и весь мир ушли на "удалёнку", найти более 7,5 тысячи однотипных компьютеров было очень непросто, пришлось приложить определённые усилия для того, чтобы их быстро подобрать, в одном месте скомплектовать и привезти.
Приходилось принимать быстрые решения, но мы смогли доставить планшеты и ноутбуки буквально за неделю, потому что, как говорится, дорога ложка к обеду, и мы понимали, что нашим школьникам необходимо учиться здесь и сейчас
Также люди здесь и сейчас должны быть защищены СИЗами, ДЕЗАРами для дезинфекции помещений, санитайзерами для обработки рук - нельзя допустить худшего сценария развития ситуации. Поэтому, помимо профессиональных вызовов, есть понимание чрезвычайной важности нашей работы, которая в текущей непростой ситуации направлена на обеспечение безопасности горожан.