Агаповский известняковый карьер – место живописное. Огромный рукотворный кратер в глубину уже достиг полусотни метров, а в длину два с половиной километра. В карьере без устали работают экскаваторы, буровые станки, ездят «БелАЗы» и железнодорожные составы, и со смотровой площадки вся техника кажется игрушечной. А за тем, чтобы месторождение продолжало жить и снабжать доменное и сталеплавильное производство Магнитогорского металлургического комбината сырым известняком и известью, следят настоящие профессионалы, один из которых – Сергей Одинец.
У него крайне ответственный фронт работы: Сергей Борисович – мастер участка водоотлива. Если совсем по-простому, то он и его подчинённые не допускают затопления карьера. Всё же Урал протекает всего в километре от месторождения, и подобное «соседство» не может не оказывать влияния.
– Следим, чтобы не было воды, которая помешала бы бесперебойной работе карьера, – рассказывает Сергей Одинец. – Контролируем исправность насосов, те качают круглосуточно.
Трудиться, в основном, приходится на улице. Это контроль за «здоровьем» насосов и трубопроводов для воды, которые, к слову, растянулись аж на тринадцать километров. И за каждым их участком нужно смотреть постоянно, поскольку возраст у труб уже приличный. Также значительную часть работы занимают плановые ремонты и профилактика. Как говорит Сергей Борисович, главное – чтобы техника была в порядке несмотря ни на какие условия. Мороз, снег, гроза – это не имеет значения. Карьер нужно избавлять от воды в режиме «двадцать четыре на семь».
Говоря о том, что главное во взаимодействии с людьми, Сергей Борисович первым делом без раздумий называет доверие. Это, по его мнению, основа слаженного коллектива. Подчинённые у Одинца – люди надёжные, над ними не надо стоять и что-то требовать. Достаточно промежуточного и итогового контроля, и за выполнение любой задачи мастер спокоен.
– Самостоятельные ребята, хорошие, – говорит Сергей Борисович. – Плюс ко всему, за последние три года коллектив в бригаде существенно обновился. Сейчас больше половины новые работники. Многие переходят из других подразделений комбината. Например, есть человек, который раньше трудился в электросталеплавильном цехе.
Понятное дело, что освоиться на новом месте и с новыми обязанностями – дело непростое. Одинец прекрасно это понимает и прикладывает необходимые усилия, чтобы новичок быстрее влился в коллектив и познакомился с оборудованием. Сухое дно карьера с маленькой речкой – лучшее доказательство тому, что с этой задачей Сергей Борисович тоже успешно справляется.
О месторождении он знает всё. Как-никак уже два десятка лет трудится именно здесь и не может не отмечать, как разросся карьер.
– Когда только пришёл сюда, внизу было два горизонта, а теперь одно большое поле, соразмерное с десятком футбольных, – вспоминает Сергей Борисович. – Карьер живой и продолжает расти. Гудит оборудование, ездят составы и самосвалы.
Начинал Одинец путейцем. Ремонтировал железную дорогу, протянувшуюся по горизонтам карьера, переукладывал пути после продвижения фронта работы экскаватора. Одним словом, без дела не сидел. А через полтора года приступил к обязанностям по своему основному профилю – стал взрывником.
– У меня изначально была единая книжка взрывника. То есть я и сам мог проводить взрывные работы, и руководить процессом, – объясняет Сергей Борисович. – Поэтому иногда занимался не только железнодорожными путями, но и помогал взрывникам.
Здесь главное – аккуратность и соблюдение правил техники безопасности.
Взрывчатые вещества – штука опасная, недаром у них такая яркая упаковка, куча восклицательных знаков и многочисленные «не» в правилах обращения.
– Взрыв планируется на неделю вперёд, – продолжает Одинец. – Мастер делает расчёт, проверяет скважины. Уже на этом этапе множество нюансов, поскольку, например, из-за сложных горно-геологических условий, скважины могут стать больше или меньше. Если подобное случилось, на основе новых данных принимаем решение о том, какой должен быть заряд. Нельзя забывать и о том, что рядом Агаповка – населённый пункт, а также много карьерного оборудования, поэтому взрывать надо аккуратно, с умом.
Взрывником Одинец проработал почти пятнадцать лет. Но уже на этой должности частенько заменял начальника смены по экскаваторной отгрузке или старшего мастера буровзрывных работ. И везде были свои нюансы и зона ответственности. На отгрузке это, в первую очередь, качество продукции, которая отправляется на ДОЦ, а затем на доменное и сталеплавильное производство. У мастера по бурению – строгий план, перегонка станков на необходимое место, подготовка к взрыву. Одним словом, за двадцать лет Сергей Борисович изучил все нюансы работы в карьере.
– Потенциал у него очень приличный, – говорит о месторождении Одинец.
Трудится Сергей Борисович и вне работы: помогает маме и супруге обустраивать садовый участок в СНТ «Дружба». Уже построена новая баня, а сейчас Одинец сосредоточился на облагораживании территории и ландшафтном дизайне. Совмещает работу руками и творчество. А ещё он большой поклонник рыбалки. Как сам признаётся, нет ничего лучше, чем летом сидеть на берегу, смотреть, как качается на воде поплавок, и ждать поклёвки.