Магнитогорский авторемонтный завод №1 был преобразован в самом начале 60-х годов из авторемонтных мастерских 11-й автобазы. Предприятие, на котором работали около 200 человек, было, тем не менее, широко известно и в системе Южно-Уральского территориально-транспортного управления, и в Минтрансе республики. Здесь производили полный комплекс капитального ремонта грузовиков «МАЗ», «КрАЗ», бензиновых двигателей и, что немаловажно, так милых номенклатурному начальству «Волг». Естественно, здесь же обновляли и весь таксопарк области. А когда было решено построить в Магнитогорске «общую» станцию технического обслуживания, стройку поручили курировать АРЗ №1, где изготавливали все нестандартизированное оборудование. Словом, на праздничных демонстрациях коллектив авторемонтников постоянно находился в колонне победителей со знаменами районного, городского, областного и даже министерского рангов.
Экономическое лихо 90-х годов не обошло стороной «правофланговых», которые познали на себе и неплатежи, и бартер, и отсутствие заказов, и банковскую картотеку. Перебиваясь с хлеба на квас, авторемонтники уже готовились, как говорится, в последний путь, как вдруг в начале 2004 года мелькнул лучик надежды сначала в виде слуха: мол, заводом заинтересовалось Челябинское СУ ПНР – довольно серьезная организация по ремонту и обслуживанию импортной техники для газодобытчиков. А вскоре «оттуда» приехал молодой, энергичный и, как его представили, светлой головы специалист, способный вытянуть завод из руин – Игорь Скворцов. Его эмиссар Игорь Петрушенков заливался соловьем, рисуя радужные перспективы. Дескать, для начала мы спонсируем завод эдак пятью миллионами рублей – рассчитаться с долгами перед государством и по зарплате, загрузим завод заказами, и все пойдет как по маслу. Но не за «спасибо» – в обмен на акции завода.
Избрали директором Игоря Скворцова – сроком на год. Завод был преобразован из закрытого акционерного общества в ООО – общество с ограниченной ответственностью. Да вот только ни смена вывески, ни смена директора ничего хорошего не принесли. Разве что наоборот: при «новой метле» завод, стоявший на коленях, повалился набок. Люди стали увольняться, у оставшихся зарплата была, трудно поверить, 500 рублей. Наверное, так и задумывалось новым руководством: у увольнявшихся за бесценок стали скупать их доли. У многих заводчан терпение лопнуло, и они инициировали собрание, чтобы расстаться с горе-директором, у которого к тому же и срок полномочий подходил к концу. Правда, задним числом выяснилось, что Игорь Скворцов никакой не директор, а генеральный директор, избранный, к тому же, на целых пять лет: неожиданно выплыл на свет божий сфальсифицированный протокол о якобы проведенном месяцем позже еще одном собрании. И никакого правления общества уже нет, им единолично руководит генеральный директор.
Но предстал все-таки Игорь Геннадьевич перед учредителями и сумел им в очередной раз навешать на уши макаронные изделия. Дайте месяц сроку, сказал, чуть не пустив скупую мужскую слезу, Москва ведь не сразу строилась – серьезные инвесторы на подходе, вытянем завод. И в очередной раз пообещал рассчитаться по зарплате.
«Серьезные инвесторы» долго себя не стали ждать. Правду говорят, чтобы облапошить людей, ложь нужна наикрупнейшая, фантастическая. Пред заводчанами предстали – ни много ни мало – представители прославленного «Уралмаша». Ну как было не поверить «члену совета директоров, куратору заводов, принадлежащих «Уралмашу», Михаилу Латышеву и «юрисконсульту» «Уралмаша» Елене Бурминой? «Песня» со старым мотивом о миллионах рублей, зарплате и заказах не насторожила авторемонтников. Как и потребованный взамен 51 процент доли в уставном капитале. Да и Игорь Скворцов сообщил коллективу, что ездил с копиями заводских документов на «завод заводов», присутствовал на совете директоров, где было дано согласие на вложение денежных средств, расширение производства в ООО «МАРЗ-1» и приобретение долей в уставном капитале общества.
У заводчан «от радости в зобу дыханье сперло»: они не просто проголосовали практически единогласно за условия пришельцев, но и вместо 51 процента долей решили отдать ВСЕ! – чтобы никто из учредителей «не оказался в обиде». Участники того собрания говорят, что они были как под гипнозом сладких речей, авторитета прославленного на весь мир предприятия, честных глаз екатеринбуржцев и «авторитетного» поручительства генерального директора Игоря Скворцова. «Вы даже не представляете, – говорил Михаил Латышев, – как совет директоров «Уралмаша» заинтересован в работе вашего завода, мы привезем и поставим новейшие станки, будем для «Уралмаша» изготавливать различные детали, которые сейчас приходится возить черт-те откуда…» И в зале все были очень счастливы, что их обеспечили работой. И едва ли не овациями откликнулись на жест Марии Бурминой, издали показавшей им вексели на оплату стоимости долей учредителей. Мол, как только доли будут оформлены на доверенное лицо «Уралмаша» Игоря Скворцова, денежки будут ваши.
Что было дальше – догадаться нетрудно. Юрист регистрационного агентства «Время», привлеченного для оформления купли-продажи по рекомендации Игоря Скворцова, представила в налоговые органы фиктивные документы, из которых следовало, что оплата сделки состоялась. Игорь Скворцов стал обладателем 100 процентов долей уставного капитала, прихватив в собственность даже свободные доли завода и не заплатив за них ни копейки. И «Уралмаш» оказался как бы ни при чем – только приманкой для доверчивых учредителей. Сфальсифицирован еще один документ – протокол якобы состоявшегося общего собрания участников общества 28 октября 2005 года, на котором в учредительный договор внесены изменения, делающие Игоря Скворцова единоличным учредителем ООО «МАРЗ № 1». Такого собрания не было. Мало того, выяснилось, что «уралмашевцы» Михаил Латышев и Елена Бурмина, убедившие заводчан продать акции взамен на инвестиции, на «Уралмаше» не работают и никогда не работали. Тем более, никто не мог их уполномочивать действовать от имени «Уралмаша». Так что инвестиций нет и не будет. Да и судьба завода, которая еще недавно волновала учредителей-дольщиков, ухватившихся за обещания инвестиций как за спасительную соломинку, похоже, уже никого не интересует. Восстановление справедливости бывшие совладельцы ассоциируют исключительно с получением денег за свои доли. Небольших денег: весь завод оценен смехотворно низко, на уровне приличной городской квартиры. Разделить на всех, так вообще получится по пять метров заводского забора на брата или по самосвалу металлолома.
Завод, перешедший в собственность челябинца Игоря Скворцова, не работает. Правда, на днях федеральный суд Орджоникидзевского района, рассмотрев заявление группы учредителей ООО «МАРЗ
№ 1», признал сделку недействительной. Но неправедно прикупивший завод «хозяин» уже резво развернул там свою «деятельность»: по некоторым заслуживающим доверия источникам, на заводе полным ходом идет резка оборудования, конструкций, которые вывозят на металлолом. Правоохранительные органы неспешно ведут проверку по фактам, изложенным в заявлении обманутых учредителей ООО «Магнитогорский авторемонтный завод № 1» и не торопятся с возбуждением уголовного дела.