Коммерческую службу часто называют лицом предприятия, ведь от её работы напрямую зависит успешная деятельность всего комбината. Недаром говорят: какое снабжение - такое и производство. Работа коммерческой службы, как правило, считается непыльной, офисной, и лишь её сотрудники знают, каких трудов стоит обеспечить деятельность цехов и подразделений ММК.
Годы становления
Тот факт, что история этого подразделения началась 90 лет назад, вызывает удивление даже у ветеранов ММК: разве возможно, чтобы служба была старше не только комбината, но и города? Возможно. Подтверждением служит приказ управляющего Магнитостроем Сергея Зеленцова от 2 марта 1929 года о создании коммерческого отдела для обеспечения будущего строительства необходимыми материалами и оборудованием.
- Руководителем был назначен опытный инженер и организатор Лука Хращевский, - рассказывает Елена Лукьянова, в прошлом - ведущий экономист коммерческой службы ММК. - Подразделение состояло из двух структур. Отдел оборудования отвечал за планомерное снабжение будущих цехов необходимыми агрегатами и механизмами, отдел сырья и материалов - за всё остальное: поставку инструментов, спецодежды, топлива, сырья, словом, того, что необходимо для начала работ. Ведь прежде чем копать котлованы, кто-то должен был заказать и привезти на стройку лопаты и кирки, обеспечить хотя бы минимальный быт рабочих. Поэтому не удивительно, что одной из первых образована именно коммерческая служба.
В 1936 году, после того как ММК и Магнитострой разделились и стали самостоятельными структурами, на комбинате была введена должность - заместитель директора по финансово-коммерческим вопросам. Долгие годы её занимал Моисей Иоффе.
Особо напряжённой была работа снабженцев в годы Великой Отечественной войны: от быстроты и слаженности их действий напрямую зависела судьба производства, выпуск необходимой для фронта продукции, приёмка и размещение эвакуированных заводов, строительство жилья. Работать приходилось на опережение. Приказы военного времени заканчивались формулировкой: "Отклонение от сроков карается по законам военного времени".
В середине 60-х годов в структуре коммерческой службы ММК появились управление технического оборудования, которым руководил В. А. Тираспольский и управление материально-технического снабжения, возглавляемое Т. Я.Халезиным. Его ведомство решало самые разные задачи: поставка материалов, расширение складского хозяйства, механизация приёмки, выгрузки, складирования сырья и материалов, своевременное обеспечение ими производственных подразделений ММК. В 1977 году Т. Я. Халезин, который к этому времени уже возглавлял коммерческую структуру комбината, объединил все разрозненные вспомогательные службы ММК в один цех - подготовки производства, под началом А. П. Еретнова. В задачи ЦПП входила приёмка, хранение и доставка до цехов и подразделений предприятия материально-технических ресурсов и оборудования. Постепенно навели порядок в складском хозяйстве и ввели строгий учёт: где, что и в каком количестве хранится, сколько материалов находится в цехах и сколько нужно закупить. Внедрили КИС, что позволило получать заявки в электронном виде и оперативно их обрабатывать, создали центр транспортно-складской логистики.
- Все сотрудники коммерческой службы имели опыт работы на производстве, - отмечает Елена Лукьянова. - Поэтому осознавали ответственность, которая лежала на их плечах. Если ты где-то недоработаешь, отсидишься в окопе, могут встать целые подразделения. Это работа на результат, который виден каждый день. Далеко не все, кто приходил в коммерческую службу, выдерживали такой ритм: без выходных и праздников, с постоянными командировками. По большому счёту - это особый образ жизни.
Под крылом министерства
Плановая экономика отличалась министерским "прикреплением" фондов и поставщиков-производителей. Но и в этот период были свои сложности.
- Главная задача в то время - выбить обещанные фонды, - вспоминает начальник энергетического отдела управления оборудования Константин Кадымов. - Несмотря на то, что заявки утверждались в верхах, оборудования на все предприятия страны не хватало, поэтому приходилось подключать личные связи. Бывало, что нужное оборудование предназначалось другому заказчику, и твоя задача - успеть перехватить.
На протяжении многих лет цели и задачи управления оборудования практически не менялись: ритмичное обеспечение оборудованием и запасными частями подразделений и дочерних обществ комбината, технического перевооружения и капитального строительства новых объектов. Через специалистов отдела проходил широчайший спектр заказов: от простой задвижки до уникального агрегата или мощного стана.
- Цехи составляли перечень необходимого оборудования и запчастей, а мы эти заявки отрабатывали, - рассказывает бывший старший менеджер по энергооборудованию Леонид Басалаев. - Каждый инженер отвечал за поставку конкретной номенклатуры. У нас были свои "наработанные" заводы, мы знали, где и что производят. Эта информация хранилась в картотеках и записных книжках. Переговоры вели по телефону, а переписку - по телетайпу, отправляя порой километровые заявки. Если поступали срочные заказы - приходилось ехать в командировку: по телетайпу ответа можно было ждать неделями.
Вхождение в рынок
В начале 90-х годов работа коммерческой службы изменилась коренным образом. Переход к рыночной экономике оказался болезненным и потребовал полной перестройки мышления. В это время коммерческая структура комбината, которую возглавлял А. И. Заболотний, воплощала в себе и Госплан, и Госснаб, и Минчермет и многие другие структуры. Новые условия потребовали новых решений и подходов к работе.
- Это были годы бартера и взаимозачётов, - отмечает бывший начальник бюро химических материалов и спецодежды Ольга Горбатова. - Наличных денег не было, поэтому рассчитывались товарами. А что у нас было - эмалированная посуда и металлопрокат. Помню, как за один вагон дефицитной в те времена хлорной извести, которую использовали для санобработки детских лагерей, отдали три вагона металла. Работники коммерческой службы тогда знали всех бригадиров отгрузки, графики прокатки и весь сортамент ММК.
- Несмотря на сложное время комбинат строил много жилья для своих работников, - вспоминает бывший экономист отдела строительных материалов УМТС Марина Ильинична Мельнова. - Коммерческая служба обеспечивала стройку всем необходимым. Однажды в обмен на металл купили в Свердловске несколько пятиэтажек. В Магнитогорск их доставили в разобранном виде и сгрузили на складе, а дальше за дело взялся Стройкомплекс. Это те самые дома, которые стоят на пересечении улиц Советской и Завенягина.
- Огнеупорный кирпич и футеровку для конвертеров покупали в Югославии, в России их тогда ещё не выпускали, а рассчитывались за них оцинковкой и белой жестью,- подключается к разговору Александр Маслихов, в прошлом - ведущий экономист УМТС. - Всю информацию регистрировали в амбарных книгах, документы печатали на обычной машинке. Первые компьютеры появились в 1990 году, но поначалу они не были задействованы в технологической цепочке. Это сейчас можно отследить, условно говоря, каждый гвоздь, который поступает на ММК: склады, цеха, списание. А тогда всё хранилось на бумаге и в голове.
Девяностые годы вошли в историю коммерческой службы как "эпоха Заболотнего". Практически у каждого руководителя и сотрудника есть своя история, связанная с этим человеком, которого на ММК называли не иначе как "коммерческий от бога". Комбинат в тот период испытывал проблемы даже с приобретением кирпича. Нарастали сложности с поставкой доменного сырья, грозившие полной остановкой производства. Анатолий Заболотний вместе с директором комбината Анатолием Стариковым на "кукурузнике" облетел за один день полстраны в поисках необходимого сырья.
- На комбинате была сложная обстановка с металлоломом, - вспоминает бывший начальник отдела вспомогательных материалов Анатолий Митрохин. - Мы с Анатолием Ивановичем на машине объезжали все вторчерметы - лишь бы не остановить мартены и конвертеры. Однажды по дороге в Казахстан несколько часов простояли в пургу на переметённой трассе, пока на помощь не пришли военные и снегоуборочная техника. До места добрались только через сутки и сразу сели за стол переговоров. После чего Заболотний улетел в Алма-Ату решать другие хозяйственные вопросы, а я несколько дней ждал, пока на ММК отгрузят 300 тонн металлолома.
Испытание на прочность
В 2000 году в целях совершенствования и оптимизации структуры коммерческой службы приказом генерального директора ММК Виктора Рашникова были упразднены управления материально-технических и сырьевых ресурсов, а на их базе создали управление оборудования, которое возглавил Борис Дубровский, и управление материально- технического снабжения. Начальником УМТС - заместителем коммерческого директора стал Виталий Бахметьев.
- Это было время, когда опытные сотрудники, проработавшие в снабжении не один год, учились работать в новых условиях, - вспоминал Виталий Викторович. - Осваивали корпоративную информационную систему, выстраивали схему электронных торгов, тендеров на покупку той или иной номенклатурной единицы. Привыкали к тому, что проверенные временем поставщики могли быть заменены новыми, предлагавшими продукцию того же качества по более низкой цене. Отсеивали посредников, сотрудничая только с заводами-производителями.
- Выбор поставщика был важным направлением в работе, - отмечает бывший заместитель коммерческого директора Анатолий Карпов. - Начали проводить тендеры. Вначале - очные. А в 2007 году стали осваивать электронную торговую площадку. Это был качественно новый уровень работы.
В 2001 году коммерческую службу ММК возглавил Виктор Кутищев. Комбинат в это время испытывал острый дефицит основных сырьевых ресурсов: угольного концентрата, железорудного сырья и металлолома. Приоритетным направлением было заключение долгосрочных контрактов с горнорудными предприятиями России и Казахстана, увеличение мощности агломерационного производства и развитие собственных сырьевых баз. В этот период разработана программа развития собственной сети предприятий по заготовке и обеспечению ММК металлическим ломом, в регионах созданы дочерние структуры "Профита". И большая заслуга в этом коммерческого директора комбината и его службы.
В 2008 году коммерческую службу ММК возглавил Николай Лядов. В этот период остро стояла проблема снабжения предприятия стратегически важным сырьём - угольным концентратом. Благодаря усилиям коммерческой службы комбинат заключил долгосрочное партнёрство с угольной группой "Белон", что обеспечило гарантированные поставки угля в необходимом объёме.
В 2014 году в связи с назначением Виталия Бахметьева на должность главы города заместителем генерального директора ММК по коммерции был назначен Сергей Ушаков. За его плечами был опыт руководства крупными цехами и предприятиями, в частности, "ММК-МЕТИЗ", ООО "ОСК", завод Metalurji в Турции. Он хорошо разбирался в технологии производства и понимал требования, предъявляемые к поставкам сырья и комплектующих.
Современность
За 90 лет коммерческая служба ММК претерпела множество изменений. Но цели и задачи остались прежними - бесперебойное обеспечение комбината всеми необходимыми для успешной деятельности ресурсами.
Сегодня коммерческую дирекцию ПАО "ММК" возгалвляет Сергей Ненашев. В её состав входят управления, организующие поставки: управление операционных закупок и управление категорийных закупок, а также управление подготовки производства и участок внешней приёмки, управление логистики. Планированием средств под поставки и анализом работы коммерческой службы занимается группа по бюджету и отчётности.
- У каждого времени свои сложности, - считает коммерческий директор ПАО "ММК" Сергей Ненашев.- Сейчас не проблема купить необходимое сырьё, материалы или оборудование. Поставщиков - великое множество. Но задача сотрудников коммерческой службы - выбрать из множества предложенных вариантов оптимальный по цене, качеству и надёжности в плане поставки. Для этого необходимо знать рынок и владеть достоверной информацией о поставщиках, выстраивать партнёрские отношения напрямую с производителями. Кроме того, следует учитывать срок службы, нормативы расходов ресурсов, гарантийные обязательства, сопровождение поставок и ещё массу нюансов. Активно используем возможности современных информационных технологий. На ММК успешно работает электронная торговая площадка, проходят тендерные процедуры, кроме того, организуем для поставщиков дни открытых дверей. Совмещение очных и заочных форм общения даёт хорошие результаты, ведь в нашей работе многое зависит от опыта сотрудника, его личностных качеств. Не зря говорят, что коммерция - это искусство.
ММК - компания, интегрированная в мировое пространство, и любые изменения внешнеэкономических связей сказываются на её деятельности. Санкционные ограничения со стороны западных стран заставляют сотрудников коммерческой службы вести поиск поставщиков в восточном полушарии, изучать и пробовать поставлять аналоги российского производства. Увеличивается доля поставок сырья и оборудования из КНР.
- Без участия специалистов коммерческой службы не обошёлся ни один проект на ММК, - отмечает Сергей Ненашев. - Будь то строительство знаменитого "пятитысячника", стана "2000" или возведение пятой аглофабрики. От их успешной работы по-прежнему зависят жизнедеятельность комбината, реализация инвестиционных проектов, модернизация производства и выпуск высококлассной готовой продукции. Поэтому искренне считаю, что деятельность сотрудников коммерческой службы заслуживает самой высокой оценки. Хочу поблагодарить ветеранов и нынешних сотрудников за профессионализм и преданность делу и поздравить с 90-летием. Пусть эта дата отзовётся гордостью в ваших сердцах.