Корпоративный центр подготовки кадров «Персонал» организовал для работников Магнитогорского металлургического комбината и его дочерних организаций конкурс профессионального мастерства «Лучшее звено: машинист крана – стропальщик».
Стоит отметить, что без представителей обеих этих специальностей не обойтись ни в одном цехе. Везде необходима транспортировка грузов, причём зачастую это не просто перемещение чего-либо из точки А в точку Б, а едва ли не ювелирная работа.
– На конкурсе собрались лучшие в своем деле, – говорит один из членов судейской коллегии мероприятия, бригадир на основных участках производства бригады по эксплуатации кранового оборудования цеха ремонта металлургического оборудования № 3 ООО «Механоремонтный комплекс» Дмитрий Устьянцев. – Поэтому единственное, что может помешать участникам показать весь свой профессионализм, – это волнение. Будут спокойны – отлично справятся и с практическим заданием, и с теоретическим.
Машинист крана и стропальщик – настоящий производственный дуэт. Представители этих двух специальностей тесно связаны друг с другом, у них даже инструкции по охране труда практически одинаковые. Так что неудивительно, что один из главных критериев успешной работы такого звена – взаимопонимание.
– На производстве машинисты и стропальщики выполняют множество задач, – добавляет Дмитрий Устьянцев. – Это может быть транспортировка грузов, укладка, установка. Важнейшим моментом в их работе, как, впрочем, и у представителей любой другой специальности, является стопроцентное соблюдение правил техники безопасности. Не допустить несчастного случая – главное, на чём должны быть сосредоточены и стропальщики, и машинисты.
Первым этапом конкурса стала проверка практических навыков. Участники и судьи собрались в одном из учебных центров Персонала, оборудованном как раз для подготовки машинистов и стропальщиков. Небольшой зал, несколько видов груза и – его величество мостовой кран. Разумеется, агрегат расположен значительно ниже, чем в любом цехе, а помещение гораздо меньше по площади, и для конкурсантов, привыкших к производственным «просторам», это создает дополнительные трудности.
– Самый сложный момент практического задания заключается в том, что груз необходимо не просто перемещать, но и разворачивать, – объясняет мастер производственного обучения КЦПК «Персонал» Наталья Подобреева. – Само задание, в общем-то, нетрудное. Машинист крана подаёт звуковой сигнал, после чего включается секундомер, а стропальщик начинает строповку груза – металлической оси. Далее груз перемещают «змейкой» между специально расположенных стоек. Машинист выполняет команды стропальщика, а стропальщик, в свою очередь, разворачивает ось, удерживая её багром. Важно не задевать стойки, за это начисляются штрафные баллы. Как только груз оказывается на стеллаже, машинист возвращает кран на посадочную точку, и секундомер выключается.
Ещё одно условие: на всё про всё отводится пятнадцать минут. Если участники справляются быстрее – зарабатывают бонусные баллы, если же четверти часа им окажется недостаточно – получают баллы штрафные.
Выступление каждого звена интересно по-своему. Кое-кто из машинистов перед началом просит у жюри разрешения немного «прокатиться» на кране – чтобы прочувствовать агрегат и пространство. Ну а затем приступает непосредственно к заданию, и, наблюдая за процессом со стороны, почти сразу осознаешь: взаимопонимание для дуэта машиниста и стропальщика – это не просто слово. Притом, что общение происходит исключительно жестами. Стропальщик даёт команду, машинист тут же её выполняет. И так по ходу всего маршрута оси.
Пока одно звено справляется с практической частью, остальные находятся за дверями тренировочного зала. И в это время они больше всего напоминают студентов, которым предстоит непростой экзамен. На лицах и в голосах волнение, а кое-кто и вовсе подглядывает за происходящим в зале через замочную скважину.
Разумеется, сложнее всего было выступать первой паре – представителям производства толстолистового проката Вячеславу Требенкову и Наталье Хмелевой. Они трудятся на адъюстаже, и одна из главных их задач – транспортировка готовой продукции со стана «2350».
– Работаем в одной связке пять лет, этого достаточно, чтобы научиться понимать друг друга буквально с полужеста, – рассказывает Вячеслав. – В конкурсе участвуем впервые. Интересно, хоть и волнительно. Плюс тут гораздо меньше пространства, чем в цехе, и к этому пришлось привыкать. Но когда груз был примерно на полпути к финишу, освоились уже полностью.
Вячеслав – стропальщик, работает в ПТЛ двенадцать лет. Его напарница, машинист Наталья, – шестнадцать.
– Стропальщику и машинисту очень важно сработаться, – отмечает она. – А для этого самое главное – дружеские отношения и взаимоуважение. Что касается задания, с технической точки зрения никаких сложностей не было. Я много работала на таких кранах.
На следующий день участники конкурса демонстрировали теоретические знания – проходили тесты с вопросами, касающимися нюансов их работы. Устройство мостового крана, маркировка тары, правила техники безопасности, грамотная эксплуатация оборудования… Организаторы подготовили для конкурсантов немало пищи для размышлений, однако и с этим испытанием машинисты и стропальщики справились достойно.
По традиции профсоревнований, устраиваемых «Персоналом», некоторых участников отметили в специальных номинациях. Так, за профессионализм наградили Вадима Байгадамова из ООО «Механоремонтный комплекс», за волю к победе Кристину Салихову из сортового цеха, а за грацию и мастерство Екатерину Вертопрахову из копрового цеха.
Теперь о победителях. Третье место заняли представители Механоремонтного комплекса Елена Кислицина и Александр Климович. Серебро конкурса завоевали Ольга Новикова и Константин Ляпустин из ОАО «ММК-МЕТИЗ». Лучшей же стала команда десятого листопрокатного цеха – Юлия Шарапова и Самат Досмухаметов.
– Очень рады победе, – признаются Юлия и Самат. – Участвуем в конкурсе третий год подряд, дважды занимали призовые места, и сейчас настраивались только на победу. Когда впервые попробовали здесь свои силы, это было что-то вроде эксперимента. Но соревнования очень быстро затянули нас обоих. Понравилось сразу: в плане подачи, атмосферы, отношения со стороны организаторов – всё на высоте.
Что интересно, на промплощадке победители конкурса пересекаются нечасто. Юлия работает на кране, а Самат – вальцовщик на чистовой группе клетей. Однако ни один вальцовщик не может не быть стропальщиком: навыки работы с грузами и машинистом крана ему просто необходимы.
Самат трудится в десятом листопрокатном шесть лет, Юлия – десять. Причём на всех участках подразделения: непосредственно на стане, на нагревательных печах, на территории вальцешлифовального цеха МРК. И везде разные задачи – сборка валков и клетей, перемещение готовой продукции или оборудования… Впрочем, большой объём и разнообразие работ – залог роста профессионализма. Именно поэтому и на конкурсе КЦПК «Персонал» Юлия и Самат изначально показывают отличные результаты. А для подготовки к соревнованиям им понадобилась всего пара дней.
– Потренировались, но совсем немного, – говорит Юлия. – Главное – взаимопонимание, а оно у нас уже давно наработано. Плюс, конечно же, знание крана.