БелАЗы… В нашем городе этих гигантов автомобильного мира можно увидеть только на территории Магнитогорского металлургического комбината. И то не везде: ареал обитания белорусских карьерных самосвалов на ММК ограничивается эстакадами ООО «Шлаксервис», цехом рудник и участком утилизации железосодержащих шламов цеха рудообогатительных фабрик. БелАЗы – настоящие трудяги, ежесменно транспортирующие сотни тонн грузов, и они нуждаются в регулярном техническом обслуживании и ремонтах. Ремонтно-механический участок ООО «Автотранспортное управление» – настоящая «здравница» для этих машин, и именно там работает наш сегодняшний герой – бригадир Николай Перевышин.
– Здесь мы занимаемся абсолютно всеми ремонтными работами, – рассказывает он. – Начиная от простой замены лампочек и заканчивая капитальным ремонтом двигателя, коробки передач, ходовой части, гидравлики, топливной системы… На участке трудятся двадцать три специалиста – слесари, токари, сварщики, электрики. Под нашей ответственностью порядка восьмидесяти автомобилей – в основном, это БелАЗы грузоподъёмностью тридцать тонн. Есть и сорокатонные «Шакманы», их тоже ремонтируем. Ежедневно на участке находятся порядка двадцати двух – двадцати пяти машин. Обслуживаем, осуществляем ремонт, выпускаем на линию.
Бригадир – это, прежде всего, руководитель. Именно Николай Перевышин первым узнаёт о прибывшей «подлечиться» машине, выясняет, что именно нужно сделать, и передаёт её в умелые руки слесаря. Разумеется, предварительно дав чёткое техническое задание. А для этого он сам обязан знать устройство автомобиля на отлично, понимать причину той или иной поломки и порядок действий по её устранению. Ну и, разумеется, без итоговой проверки тоже никуда.
– С утра выпускаем на линию те самосвалы, которым требовался мелкосрочный ремонт. Та же замена лампочек, устранение утечки в двигателе или коробке передач, – продолжает Николай Перевышин. – Затем берёмся за автомобили с более серьёзными поломками. Это может быть, например, полнообъёмный ремонт ходовой части или замена движка.
Одним словом, без работы специалисты ремонтно-механического участка АТУ не остаются никогда. При этом им иной раз приходится заниматься и фронтальными погрузчиками. По большей части это машины китайской фирмы Lonking. Они ещё новые, так что к Николаю Перевышину и его коллегам приезжают чаще всего за техническим обслуживанием, а какие-то глобальные ремонты им требуются редко. Но если всё же требуются, то команда РМУ готова основательно потрудиться.
– Фронтальный погрузчик – сложная машина, – объясняет Николай Дмитриевич. – Особенно в части гидравлической системы. Там много золотниковых клапанов, и нужно знать, какой и за что отвечает. Плюс ремонту этой техники нас нигде не обучали, всё осваивали самостоятельно, на практике.
Помимо самосвалов на участке Николая Перевышина есть и уникальный агрегат – аварийный БелАЗ. Говоря по-простому – тягач. А уникален он тем, что, во-первых, является настоящим раритетом, поскольку выпущен ещё в Советском Союзе, а во-вторых, раньше был карьерным самосвалом и долгое время трудился на месторождении Малый Куйбас. Тягачом же этот БелАЗ стал года четыре назад – и опять-таки стараниями нашего героя и его коллектива. «Превращение», как отмечает сам Николай Дмитриевич, было несложным процессом: привезли уже готовую установку и поставили её вместо кузова. Но – довольно-таки интересным.
Впрочем, внедрять что-то новое всегда увлекательно, к тому же теперь у ремонтно-механического участка есть надёжный и могучий помощник. Если какой-нибудь БелАЗ или «Шакман» «закапризничал» во время смены, тягач сразу же выезжает на место «происшествия» и буксирует машину на РМУ.
Любовь к автомобилям у Николая Перевышина проснулась ещё в раннем детстве. И это неудивительно: до двенадцати лет он жил в деревне и с удовольствием наблюдал, как отец Дмитрий Борисович ухаживает за автомобилем.
– За руль впервые тоже сел очень рано, – улыбается Николай Дмитриевич. – Начинал ездить потихоньку, на первой-второй скорости, а отец сидел на переднем пассажирском сиденье и внимательно следил за всем, что я делаю. Поначалу, конечно, волновался, поскольку чувствовал ответственность. Как-никак настоящая машина – это отнюдь не игрушка, здесь всё по-взрослому, серьёзно.
Поступить в магнитогорский филиал Челябинского политехнического техникума на механика по ремонту и обслуживанию автомобилей Николаю Перевышину опять-таки посоветовал отец. Сам он трудился водителем в Автотранспортном управлении ММК, ездил на ЗиЛах. Нашему герою тоже довелось познакомиться с этими машинами, а еще с КамАЗами – во время производственной практики в цехе ремонта грузовых автомобилей. Там он, как сам выражается, перебирал движки на моторном участке.
Техникум Николай Дмитриевич окончил с красным дипломом и отправился в армию. Служил в Оренбуржье, в ракетных войсках, и там был водителем. А вернувшись домой, устроился в Автотранспортное управление уже официально, только не в ЦРГА, а на ремонтно-механический участок. Тогда-то и состоялось его первое знакомство с БелАЗами.
– Эти машины увлекли сразу же, – признаётся Николай Перевышин. – Во-первых, они впечатляют габаритами и мощью, а во-вторых, удивительно удобны в плане ремонта. Если, например, в «Шакмане» или КамАЗе нужно очень много всего разобрать, чтобы дойти до нужной детали, то с БелАЗом такой необходимости практически никогда не бывает. Порой даже с легковой машиной приходится возиться дольше, чем с этим великаном.
Тридцатитонный БелАЗ модели 7540 – самый маленький в современном семействе карьерных самосвалов белорусского производства. Но как автомобиль он всё равно огромный: длина более семи метров, ширина и высота почти четыре, а масса пустой машины – 22,6 тонны. Управлять таким гигантом сложно, но Николай Перевышин умеет и это.
По долгу службы ему иной раз приходится загонять БелАЗы в ремонтный бокс или, наоборот, выводить их на стоянку. И именно эти моменты требуют от водителя максимального мастерства и ювелирных навыков управления.
– В бокс заезжаем задним ходом, и тут самое важное – ничего не задеть и не повредить, – делится Николай Дмитриевич. – Плюс нужно следить, чтобы рядом с машиной не было людей. Ориентируюсь по зеркалам, так что двигаться необходимо не спеша и осторожно.
Именно в боксе происходит ремонт БелАЗов, «Шакманов» и фронтальных погрузчиков. А сама «здравница» для машин поделена на несколько участков: агрегатный, моторный, шиномонтажный, токарный, топливный, электротехнический, аккумуляторный… Там же расположен склад с запасными частями. И всё это находится под ответственностью Николая Перевышина.
На участке он уже пятнадцать лет. С 2010 по 2018 годы трудился слесарем, а затем стал бригадиром. На руководящей должности, как сам говорит, поначалу было непросто.
– Будучи слесарем, я просто отвечал за выполнение того или иного задания. А на бригадире уже весь участок и коллектив, – рассуждает Николай Дмитриевич. – Нужно понимать, кому поручить ту или иную работу, плюс к каждому человеку необходимо найти свой подход. А люди-то все разные. Кто-то импульсивный, кто-то, наоборот, флегматичный. Но при всём при этом коллектив у нас на участке замечательный. Практически как вторая семья, где каждый готов помочь и словом, и делом, причём не только по работе, но и в каком-нибудь житейском вопросе.
Не единожды Николай Перевышин выступал в роли наставника – обучал студентов. И, что его особенно радует, многие ребята по окончании учёбы возвращаются на участок уже в качестве полноценных специалистов. Как раз недавно наш герой работал с очередным студентом – Николаем Аверьяновым, и, глядя, как тот старается, нередко вспоминал собственные первые шаги в профессии.
– Передавал ему знания с особым удовольствием, – улыбается Николай Дмитриевич. – Сейчас парень отправился в армию, но, когда отслужит, планирует вернуться к нам. Вдохновился, пока проходил практику. Даже свой инструментальный ящик никому не отдал. Сказал, что сам будет пользоваться.
Любовь к технике наш герой передаёт и подрастающему поколению Перевышиных. И он, и его супруга выросли в многодетных семьях, а потому и у них самих пятеро детей: шестнадцатилетняя дочь и озорной квартет сыновей, самому младшему из которых всего полгода.
– У нас есть и автомобиль, и мотоциклы, и квадроциклы, – перечисляет Николай Дмитриевич. – Стараюсь потихоньку заинтересовывать. И если для сыновей в силу возраста это пока больше забава, то дочка увлечена машиной и мотоциклами довольно серьёзно. Хотя профессию, связанную с техникой, вряд ли выберет – она у меня спортсменка, занимается карате. Участвует и во всероссийских соревнованиях, и в международных. Сейчас учится в педагогическом колледже на учителя физкультуры и в будущем планирует стать тренером.
Сам Николай Перевышин тоже дружен со спортом. Во времена учёбы в техникуме занимался пауэрлифтингом, а сейчас просто держит себя в хорошей физической форме. Плюс он регулярно сдаёт нормы ГТО и заработал уже два золотых значка.
– Также очень любим выбираться на дачу в деревню, – добавляет Николай Дмитриевич. – Погулять по лесу или порыбачить. Общение с природой – лучший способ отдохнуть от городской суеты.