Автошкол в Магнитке немало. В каждом районе - и на правом берегу, и на левом. Но есть одна особенная. Находится она на территории горно-обогатительного производства, и готовят там не простых водителей - белазистов. Учителем - бригадир водителей "БелАЗов" на Малом Куйбасе Анатолий Новокрещенский.
На комбинате он с семьдесят восьмого года, пришел после Челябинского автотранспортного техникума.
- С детства тянуло к технике, вот и решил поступать туда, - вспоминает Анатолий Викторович. - Сначала осваивал мотоциклы, потом легковые автомобили, потом грузовики. Некоторое время работал на железнодорожном транспорте, но быстро понял, что это не мое. Поэтому и пришел на "БелАЗ". Было это в восьмидесятом, на Малом Куйбасе. Так с тех пор и работаю.
Когда впервые сел за руль великана, разумеется, волновался. Поначалу было непривычно: высота кабины, рев двигателя - все не так, как в том же "жигуленке" или даже "КамАЗе". Но машина впечатлила, и Новокрещенскому захотелось с ней "подружиться".
- Начинали на двадцатисемитонниках, - продолжает Анатолий Викторович. - Со временем машины становились мощнее. Сейчас большинство самосвалов у нас грузоподъемностью сорок пять тонн. А вообще есть настоящие великаны, способные перевозить по триста шестьдесят тонн. И это не предел: в следующем году, возможно, появятся "БелАЗы" с грузоподъемностью четыреста пятьдесят тонн. Плюс - возможность дистанционного управления.
Такие достижения не могут не впечатлять, и Новокрещенский с интересом следит за развитием карьерной техники. В Магнитку новые машины приходят ежегодно. Анатолий Викторович с удовольствием отмечает, что всегда есть усовершенствования. Благодаря современной гидравлике руль теперь поворачивать не труднее, чем на легковушке. Да и для комфорта белорусские инженеры делают немало.
Обучать будущих белазистов Новокрещенский начал двенадцать лет назад. По словам коллег и учеников, педагог он великолепный. Спокойный, доброжелательный, с правильной речью, солидным багажом знаний и опыта. Многие молодые водители, работающие сегодня на Магнитной горе и Малом Куйбасе, - воспитанники Анатолия Викторовича.
А его радует, что приходят новички. Есть много способных ребят, которым интересны в машине и премудрости управления, и устройство. Это важно, особенно сейчас, в эпоху сервисных центров, когда большинство автовладельцев предпочитают доверить машину профессионалам, а не возиться с ней самостоятельно.
- Трудолюбивые ребята здесь работают, - с одобрением говорит Анатолий Викторович. - И мужественные. "БелАЗ" - машина для смелых. Не каждому удается с ней поладить. Бывает, кто-то уходит, потому что понимает - не его. Осуждать их нельзя, ведь управлять самосвалом непросто. Высота кабины - четыре метра, раскачка бывает довольно сильной, а когда подъезжаешь к отвалу, иной раз дух захватывает.
Но тем, кто остается, Новокрещенский становится старшим товарищем. Занятия он начинает с рассказа о специфике работы: что и где добывают, какие месторождения, какие самосвалы. Потом - устройство автомобиля, техническое обслуживание и, самое главное, техника безопасности. Удивительно, но правила движения на "БелАЗе" не сильно отличаются от городских. Однако особенности все же есть. Например, порожний всегда уступает место груженому, запрещается ездить с поднятым кузовом, необходимо пропускать транспорт со взрывоопасными материалами и людьми. А разрешенная скорость на самосвале - тридцать километров в час.
Сейчас в группе Анатолия Викторовича двадцать четыре человека. Два месяца назад в цехе рудника прошли соревнования среди молодых белазистов, и Новокрещенский взял учеников посмотреть, на что способны и машины, и люди. Без впечатлений не ушел никто. Преподаватель тоже остался доволен, ведь большинство участников - его воспитанники.
- За тридцать с лишним лет многое изменилось, - рассуждает Анатолий Викторович. - Кто-то ушел на пенсию, но приходят их дети. Уже появляются династии водителей. Это хорошо.
Коллеги признаются, что Новокрещенский - личность уникальная. Опытный водитель и преподаватель обучает не только магнитогорцев. К нему ездят со всего Урала. А вернувшись на родное предприятие, не без гордости рассказывают, что учились у Анатолия Викторовича. Так что в цехе рудника опытного белазиста ценят и берегут.